История развития высшего инженерного образования в России и Советском Союзе

Родиной современного инженерного образования считается Франция. Первые учебные заведения, которые готовили инженеров, были созданы в 1747‒1748 гг. Главной чертой французской научно-инженерной школы были глубокие знания в области математики и аналитической механики. Возникновение инженерной деятельности в XVIII‒XIX вв. как одного из видов трудовой деятельности связано с одной стороны, с появлением мануфактурного и промышленного производства, а с другой ‒ регулярным применением научных знаний в технической практике. Формирование же классического инженерного образования связано с решением основных государственных задач – развитием транспортной инфраструктуры, военного и морского дела, горной промышленности.

Традиция государственного инженерного образования в России была заложена более трех веков назад. В 1701 г. по инициативе Петра I в Москве создается Школа математических и навигацких наук. В 1773 г. в Санкт-Петербурге организуется Горный институт императрицы Екатерины II. Но самой замечательной датой в истории русского инженерного образования стал Манифест, учреждающий Корпус и Институт инженеров путей сообщения. Пример Александра I вдохновил и его августейших братьев ‒ Николая Павловича (будущего императора) и Михаила Павловича. С 1819 г. они руководили организацией двух других выдающихся учебных заведений ‒ Николаевского инженерного и Михайловского артиллерийских училищ. Из их офицерских классов позже выделилась Михайловская артиллерийская академия, главная кузница кадров для российской военной промышленности, и Николаевская инженерная академия, alma mater многих выдающихся военных инженеров. Эти три учебных заведения, как и созданные чуть позже Институт гражданских инженеров Императора Николая I и Технологический институт Императора Николая I, а также специальные классы Морского корпуса, в первой половине XIX в. составляли основу подготовки технических кадров с систематическим высшим образованием в России.

Для всех этих институтов, решавших вопросы подготовки специалистов с высшим техническим образованием, ориентиром служила открытая в Париже в 1794 г., во время Французской революции, Политехническая школа. При ее организации были использованы и получили развитие новые идеи, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, хорошее инженерное образование невозможно без предварительной подготовки в таких фундаментальных дисциплинах, как математика, физика, химия. Далее, для того чтобы отобрать наиболее способных к обучению молодых людей, вводились конкурсные экзамены. И наконец, большое внимание уделялось отбору профессоров, преподающих в Политехнической школе.

Особую роль в развитии высшего технического образования сыграл Корпус инженеров путей сообщения и Институт корпуса путей сообщения в Санкт-Петербурге. В комиссию по разработке проекта организации Института входил известный испанский инженер Августин Бетанкур, который стал основателем и «особым инспектором» (ректором) первого в России высшего технического учебного заведения.

При разработке проекта нового учебного заведения Бетанкур использовал все лучшее, что было создано к тому времени в системе высшего технического образования в Европе, и, конечно же, свой опыт организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде. Опираясь также на достижения своих французских учителей он не просто повторил в России западный стиль преподавания, а сделал значительный шаг и создал новый тип высшего технического заведения.

Разработанные Бетанкуром программа и учебные планы предусматривали одновременную научную, инженерную и специальную подготовку. Теоретическая подготовка сочеталась с работой в мастерских, практикой за пределами Института и постоянными чертежными работами. Преподавание в Институте первые 20 лет его работы велось на французском языке, что позволяло студентам изучать самые последние научные инженерные труды в подлинниках.

Главными принципами нового учебного заведения стали:

‒ серьезная общетеоретическая подготовка студентов с опорой на математические дисциплины;

‒ универсальный подход к инженерной деятельности на базе широкой культуры, обеспечивающей творческую направленность выпускников;

‒ развитие конкретных навыков работы студента с механизмами и машинами в ходе практических занятий при обучении;

‒ прохождение практики в реальных условиях.

Основную цель созданного им учебного заведения Бетанкур видел в том, чтобы «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи».

Заслугой Бетанкура в создании российской системы высшего технического образования стало внедрение в учебный процесс широкого курса высшей математики и начертательной геометрии, созданной Г. Монжем. Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения стал колыбелью начертательной геометрии в России. Ученые Института не только развили теорию этой науки и создали на ее основе многие новые прикладные дисциплины, но и осуществили мечту Монжа: «народному образованию будет дано полезное направление, если нашу молодые специалисты привыкнут применять начертательную геометрию к графическим построениям, необходимым во многих областях, и пользоваться ею для построения и определения элементов машин, при помощи которых человек, используя силу природы, оставляет за собой только работу разума» [26, С. 95].

Молодые ученые из числа выпускников института, оставленные для работы на преподавательских должностях, создали русский научный язык, терминологию и подготовили переход на русский язык всей системы обучения инженерному делу в России.

В 1830 г. почти все французские инженеры покинули Россию, но к этому времени здесь уже был подготовлен задел для дальнейшего развития инженерного образования. Европейская традиция подготовки прижилась, она сочетала в себе соединение двух начал ‒ научно-технического подхода и идеи целостного образования человека. Речь идет о внутреннем и внешнем «собирании» целостной личности, культивирования ее интеллекта, воли, нравственного и эстетического начала.

Августин Бетанкур создал новый тип высшего технического заведения, который и два столетия спустя сохраняет свою ценность. Петербургский Институт корпуса инженеров путей сообщения стал одним из ведущих научных учебных центров, оказав большое влияние на развитие всей системы высшего технического образования в России.

Принципиальные основы новой программы стали образцом для других высших технических школ России, которые открывались в стране в течение XIX века и нуждались в такой постановке преподавания, которая бы рождала профессионалов нового поколения, способных проектировать и создавать широкий спектр инженерных объектов.

Вплоть до 60-х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира (возможным конкурентом могла выступать лишь Франция).

В 1866 г. в Санкт-Петербурге по инициативе частных лиц ‒ видных промышленников, инженеров и преподавателей Санкт-Петербургского университета ‒ было образовано Русское техническое общества, которое сыграло большую роль в развитии всей системы технического образования в России. Оно стало первым и крупнейшим научно-техническим обществом в ряду организаций русских инженеров, объединив подавляющее большинство технической интеллигенции, ученых с мировым именем, талантливых инженеров. Эпоха Александра II также была отмечена учреждением Рижского политехнического института и Императорского Московского технического училища (ныне ‒ МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Во второй половине 80-х годов XIX в. под непосредственным руководством выдающегося русского инженера, одного из основателей отечественной научной школы в области конструирования машин и впоследствии министра финансов И. А. Вышнеградского была разработана и начала осуществляться реформа среднего и низшего технического образования. В тот же период были открыты Электротехнический институт Александра III в Санкт-Петербурге (сейчас ‒ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ленина) и Харьковский технологический институт Александра III.

С восшествием на престол Николая II началась вторая эпоха массового создания инженерных вузов в России. Между 1894 и 1917 гг. были учреждены: Санкт-Петербургский политехнический институт Петра Великого, Киевский политехнический институт имп. Александра Второго, Технологический институт имп. Николая Второго в Томске, Варшавский политехнический институт имп. Николая Второго, Алексеевский Донской политехнический институт, Московский институт инженеров путей сообщения, Екатеринославский горный институт имп. Петра Первого и др.

Политехнические институты, подобные университетам, имели многофакультетную структуру, могли быстро откликаться на требования экономики, готовили кадры для промышленности, торговли и сельского хозяйства и были необходимым решением того времени.

К 1900 г. Россия была в числе стран, лидирующих по состоянию технического образования, имеющих выдающиеся инженерные решения в самых разных областях техники. Руководители Всемирной выставки в Париже (1900), награждая золотыми медалями российские инженерные проекты (среди них уникальный мост через Елисей в Красноярске), отмечали, что во главе современного инженерного дела идут Германия, Франция, Россия.

Стоит отметить, что почти до самого конца XIX в. подготовка высококвалифицированных инженеров в России почти полностью сосредотачивалась в инфраструктурных отраслях (транспорт, строительная и военная промышленность, строительство), причем инженер, как правило, оказывался на военной или государственной службе. В конце 80-х годов XIX в. ‒ начале XX в. в инженерных кадрах стали нуждаться не только государственные организации, но и крупные и мелкие предприятия бурно развивающихся отраслей (электротехника, нефтепереработка, химическая промышленность и др.). Поэтому развитие технического образования стало результатом сложного государственно-общественно-частного взаимодействия.

К началу Первой мировой войны российская система высшего специального технического и сельскохозяйственного образования по всем параметрам заметно превосходила германскую. Это было достигнуто, прежде всего, за счет целенаправленной государственной политики и значительных инвестиций в данную сферу начиная с середины 90-х годов XIX в.

Решающий прорыв в области инженерного образования в России все же был сделан в первые два десятилетия ХХ века. Именно тогда в России сформировалась уникальная модель и концепция физико-технического образования.

Применение сложных математических методов и достижений в области теоретической физики, механики, химии, биологии к решению важных практических задач, становление профессиональной области прикладной науки, создание соответствующей инфраструктуры в виде институтов и лабораторий ‒ эти тенденции сформировались в целом ряде ведущих государств, прежде всего ‒ в Германии, США и России, еще до начала Первой мировой войны.

В начале ХХ века бурное развитие экономики страны привело к изменениям в области высшего образования. Вместе с расширением сети высших учебных заведений произошел переход от привилегированного, во многом уникального положения инженера в российском обществе к инженерной деятельности как массовому явлению. В это время в Российской империи с населением 160 млн. чел. действовали 105 высших учебных заведений, из них технических было 18, и в них обучались 24,9 тыс. чел.

В 1915‒1917 гг. была предпринята попытка реформирования всей системы образования, в том числе и высшего технического. Общий план развития профессионального образования предусматривал следующие направления: создание по всей Российской империи сети технологических институтов, взаимодействующих с промышленными предприятиями, которые бы стали центрами научно-технической жизни каждого района; развитие высшего женского профессионального образования; установление последовательности в получении профессионального образования - ремесленные школы, ремесленные училища, технические училища, высшие технические.

Таким образом, история развития инженерного образования в России неразрывно связана с историей экономических преобразований в стране. На протяжении почти ста лет, с 1810 по 1917 г., складывались традиции русской инженерной школы, включающие высокое качество подготовки, сочетание фундаментальной естественно-научной подготовки и особой технической специализации, государственный подход к решению технических задач. В XIX ‒ начале XX в. европейская традиция подготовки инженера базировалась на союзе двух начал ‒ научно-технического подхода и духовной в своей основе идеи целостного образования человека.

Октябрьская революция 1917 г. не оправдала многих надежд технической интеллигенции. Многие специалисты признавали утопичность идей советской власти, но при этом шли на компромисс и продолжали работать. Советская власть была вынуждена привлекать к работе наиболее квалифицированные кадры «буржуазных специалистов» ‒ ученых, инженеров, профессоров и преподавателей. Одним из направлений сотрудничества наиболее талантливых инженеров Российской империи с советской властью стала в 1920 г. программа электрификации (ГОЭРЛО).

СССР получил в наследство от Российской империи сильную и сбалансированную, хорошо оснащенную фондами систему технического образования. В СССР к 1925 г. было создано очень немного по-настоящему новых технических вузов ‒ Московский горный институт, Тбилисский политехнический институт, Военно-воздушная академия и технические факультеты нового Среднеазиатского университета.

Все остальные вузы возникли прямым преобразованием уже существовавших вузов или были организованы на базе эвакуированных из Польши и Прибалтики институтов. В других случаях новые советские вузы (МАМИ, МХТИ, ЛИТМО, Московский текстильный и Казанский политехнический) создавались на основе самых крупных и богатых средних технических учебных заведений, имевших достаточную материально-техническую и кадровую основу [27, С. 129].

Как и в случае с общим высшим образованием, определяющей тенденцией развития инженерной подготовки в 1920‒1930-е годы явились ускоренная подготовка кадров и прикладной характер обучения.
С 1920-х гг. советское правительство перешло к массовому выпуску инженеров и экстенсивному развитию всего высшего образования. В 1930 г. была осуществлена реформа, которая кардинальным образом «сломала» дореволюционную систему технических вузов. В основе реформы лежало Постановление ВСНХ СССР, которое обязывало расформировать старые институты, а на базе их факультетов, кафедр и школ, образованы многочисленные отраслевые учебные заведения, находившиеся в ведении хозяйственных наркоматов и осуществлявшие массовый выпуск узких специалистов по укороченной программе.

Отвергая традиции русской инженерной школы, советское правительство поддержало путь ускоренной подготовки технических специалистов. В подготовке инженеров наметился процесс технократизации высшего технического образования. Выделение из классических университетов технических, точных и естественно-научных факультетов привело к тому, что к концу кампании 10 из 18 университетов страны распались.

Технологическое отставание стало причиной проведения радикальной и жесткой индустриализации, которая началась в 1927 г. и затронула всю систему образования. В сентябре этого года прошло Всесоюзное совещание по профтехническому образованию при ВСНХ СССР, на котором были сформулированы задачи подготовки квалифицированных специалистов инженерно-технического профиля. Руководством страны было запланировано наращивание числа инженерных вузов, увеличение финансирования технического образования, улучшение материального положения студентов, обеспечение вузов преподавателями, увеличение и углубление общенаучной подготовки, укрепление связи учебной работы с производством. 1930-е годы – период бурного роста численности вузов, прежде всего технических. Так, если в 1928 г. в стране было 32 технических вуза, то в 1932 году – уже 268. В 1940 г. в СССР было свыше 600 тысяч студентов это больше, чем в вузах Англии, Франции, Италии, Японии и Германии вместе взятых.

В это время произошла коренная перестройка системы высшего образования в СССР. Задача увеличения специалистов технического профиля была выполнена.

В 1920-е годы в советском государстве имело место также беспрецедентное снижение социального статуса инженеров. В ходе репрессий и травли «спецов» во второй половине 1920-х гг. именно знаки отличия инженеров стали объектом насмешек и поводом для преследования. Уничтожение инженерной корпорации сопровождалось объединением инженеров и техников в единую по социальному статусу группу так называемых «инженерно-технических работников» (ИТР).

Но уже в 1930-е годы начинается медленный, но верный процесс частичного возвращения положительной репутации инженера и к восстановлению более традиционного для России подхода к инженерному образованию. Заметную роль в этом сыграло знаменитое письмо под многозначительным заголовком «Нужна высшая политехническая школа» ведущих советских ученых в области механики и прикладной математики в газету «Правда», опубликованное 4 декабря 1938 г. Авторы этого письма заявляли о насущной потребности в подготовке инженеров-исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким физико-математическим образованием [28, С. 87‒89].

В послевоенные годы в стране не только восстанавливаются некоторые старые политехнические вузы, но и создается ряд новых, отчасти продолжающих прерванную традицию (в т. ч. МФТИ и МИФИ). Это были лучшие институты в СССР, дававшие наиболее качественно инженерное образование.

Развитие военной техники и новых форм автоматизации производства привели в 1940-е гг. к созданию особой научной дисциплины - кибернетики. Она явилась следствием ускоряющегося процесса интеграции научного знания и возникла на стыке наук физики, математики, биологии, технических и социально-экономических дисциплин. К возникновению кибернетики привело развитие радиотехники, электроники, появление электронно-вычислительных машин.

Послевоенные годы во всём мире ‒ это время Научно-Технической Революции и автоматизации производства. Интересы ученых и инженеров заключаются в решении практических технических задач, в исследованиях космоса. Яркие представители инженеров-конструкторов СССР - С.П. Королев, В.П. Мишин, М.Т. Калашников

В 1950‒1960-е гг. во всём мире происходят качественные изменения в орудиях труда, появляется ЭВМ, искусственные виды сырья, новые материалы (пластмассы, синтетические волокна, смолы), происходит осуществление новых видов и источников энергии (атомная). На производстве появляется новое оборудование, станки. В результате данных изменений уменьшается доля ручного труда. Новая техника требует изменений организации производства, квалификации рабочей силы, условий труда, уровня инженерного дела. Техника морально устаревает через каждые 5‒10 лет, за это же время увеличивается объем знаний в два раза. Это ведет к появлению и исчезновению многих новых профессий и специальностей, к необходимости непрерывного расширения и обновления знаний, к опережающей профессиональной подготовке инженерно-технических кадров.

НТР приводит к тому, что мир задумывается о социально-экономических последствиях НТР, и в 1950‒1960-е гг. начинается бум «технологических прогнозов». Во второй половине 1960-х гг. технологические прогнозы дошли до СССР. Сначала прогнозирование и программирование отождествлялись с капитализмом, рассматривались как диверсия против социалистического планирования, но уже в 1968 г. было принято решение о создании в Институте международного рабочего движения сектора, а потом отдела прогнозирования социально-экономических последствий научно-технического прогресса. Это явилось важным шагом, так как прогнозирование в технической сфере играет важную роль. Главная задача технического прогнозирования заключается в возможности предвидеть и осуществить предупреждение отказов в работе технических объектов. Целью научно-технического прогнозирования является выявление и анализ основных тенденций научно-технического развития технических систем. Прогнозирование, как правило, осуществляется на трёх стадиях: проектирования, производства и эксплуатации.

Ускорение темпов развития общества вело к необходимости подготовки специалистов инженерного профиля к жизни в быстро меняющихся условиях. Стали рассматриваться вопросы совершенствования высшего образования, политехнической и профессионально- технической подготовки учащихся. Например, в СССР уже в 1960‒1970-х гг. важное место в научно-педагогической деятельности занимали вопросы совершенствования политехнической и профессионально-технической подготовки учащихся.

В 1975 г. на заседании Генеральной ассамблеи Международной ассоциации университетов выступил с докладом ректор МГУ Р. В. Хохлов, в котором содержались концептуальные подходы к функционированию высшего технического образования: «Жизнью выработано три формы связи высшего образования с наукой и передовым производством: 1-я форма ‒ это высокая организация научных исследований в самом вузе; 2-я форма ‒ основная работа студентов старших курсов и аспирантов непосредственно на предприятиях и в НИИ, где сосредоточены профилирующие кафедры, которые и ведут подготовку по специальностям; 3-я форма ‒ промежуточная между первыми двумя формами. Она предполагает взаимодействие в подготовке студентов старших курсов между научным, промышленным учреждением и вузом» [29, с. 159].

В связи с кардинальным изменением в начале 90-х гг. прошлого столетия всей системы государственного устройства, трансформацией института собственности и переходом России к рыночной экономике произошли коренные изменения в социальной структуре общества, кардинально изменилась система подготовки технических кадров. С конца 1980- и до середины 1990-х гг. ввиду фактического разрушения реального сектора экономики и занимавших в нем важнейших предприятий военно-промышленного комплекса, традиционно концентрировавших высшую техническую элиту страны, процесс воспроизводства технической интеллигенции был нарушен. В 90-е гг. ХХ в. можно констатировать значительную девальвацию престижности труда инженера, резкое снижение конкурса в технические вузы, проблемы с трудоустройством технической интеллигенции и т.д.

В 1990-е годы российская инженерная школа во многом утратила свои прежние позиции. Произошел разрыв связей между наукой, образованием и производством. Значительная часть наиболее талантливых инженеров ушла в другие сферы деятельности. Часть технических вузов практически перестала участвовать в развитии промышленности, космического и оборонного комплексов. Поэтому на современном этапе развитие отечественной инженерной школы выступает важнейшим фактором экономического прогресса, решения поставленной руководством страны стратегической задачи построения в России инновационной экономики.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: