4) логических операций, которые сокращаются до схем, становятся обратимыми и выполняются в уме (11-15л.) ( Пиаже - ХХ в.).
Когнитивная парадигма, в центре внимания ставилапсихические познавательные процессы восприятия, хранения, переработки и применения информации человеком на сознательном и неосознаваемом уровнях ( Брунер, Миллер,Найссер - вторая половина ХХ в.).
Деятельностная парадигма констатирует, чтовсепсихические функции человека формируются и развиваются только в предметной деятельности, которая постепенно из внешей переходит во внутренний план, при этом деятельность и сознание едины (Рубинштейн,Леонтьев-средина ХХв.).
У истоков последней парадигмы стояли Ж.Пиаже, В.С.Выготский, выдвинувший идею двух зон умст-венного развития ребёнка в познании мира: зону акту-ального развития, что может усваивать ребёнок самос-тоятельно без посторонней помощи и зону ближайшего развития, что он может усваивать в сотрудничестве.
Советскими учёными в психологии была принята деятельностная парадигма. Именно она представляла возможность полноценно осущевлять развивающее обучение детей в зоне их актуального развития. Между тем, Ж.Пиаже ориентировал осуществлять обучение на уже созревшие стадии развития, т.е. на зону актуаль-ного развития ребёнка. Такой подход давал небольшой развивающий эффект. Советские же психологи,приняв идею Л.С.Выготского, расходились только в роли знаний в умственном развитии ребёнка: одни из них ставили знак равенства между знаниями и умственным развитием, другие же считали знания лишь условием для умственного развития детей. Так, З.И.Калмыкова считает, что наряду с фондом действенных знаний в структуру умственного развития следует также включать ОБУЧАЕМОСТЬ – систему интеллектуаль-ных свойств личности, формирования качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятель-ности при прочих равных условиях (наличии исход-ного минимума знаний, положительной мотивации и др.). Однако по-прежнему для психологов остаётся дис-куссионным вопрос о соотношении наследственных и прижизненных факторов в умственном развитии обучаемых (Занков Л.В., Давыдов В.В., П.М. Эрдниев, П.Я. Гальперин, Дж. Брунер, Г.Айзенк и др.).
|
|
У большинства психологов в качестве прооритет-ных критериев умственного развития выступают:
v самостоятельность мышления;
v быстрота и прочность усвоения знаний;
v быстрота ориентировки в решении задач;
v умение отличать существенное от несуществ.;
v различный уровень анализа и синтеза в работе;
v темп продвижения, усвоения обобщенных знаний;
v экономичностьмышления–умение быстро решать учебные задачи путём минимальных рассуждений.
|
|
И всё же основным критерием развития является умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим задачам: с рефлексией, оценкой результата и хода процесса их решения.
Основными принципами развивающего обучения болшинство учёных педагогов и психологов считают:
ü проблемность обучения;
ü оптимальное развитие всех видов мыслительной деятельности от наглядного до абстрактного;
ü сформированность приёмов учебной деятельности;
ü индивидуализацию и дифференциацию обучения;
ü сформированность у ребёнка алгоритмических и эвристических приёмов умственной деятельности;
ü сформированность мнемических приёмов..
З.И.Калмыкова даёт следующее определение: умственное развитие – сложная динамическая систе-ма в интеллектуальной деятельности человека в коли-чественных и качественных изменений, которые про-исходят связи с его возрастом и обогащением жизнен-ного опыта в соответствии с социально-историчес-кими условиями, в которых он живёт, и с индиви-дуальными особенностями психики. При этом знания следует рассматривать как один из компонентов, входящих в структуру умственного развития.
В личностно-логической модели А.А.СТОЛЯРА одной из основных задач обучения математике ставится развитие логического мышления. Для этого в начальном обучении используются:
· логические методы: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, эмпирическое обобщение, рассуждения по индукции и дедукции;
· в неявной форме практически и на играх логические операции и кванторы: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, кванторы общности и существования ;
· простейшие правила дедуктивного вывода;
· представления об операции, алгоритме, кодировании, вероятности, координатах и др.
· методы решения типовых и нестандартных математических и логических задач.
В личностной модели обучения Л.В.ЗАНКОВА основной задачей обучения является не только умственное, а общее развитие учащихся, исходя из принципов:
· обучение на высоком уровне трудности,
· ведущая роль теоретических знаний;
· быстрый темп изучения учебного материала;
· осознанный характер учебной деятельнос-
ти самостоятельной оценкой не только резуль-татов, но и всего процесса деятельности;
· работа по развитию сильных и слабых учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
В дедуктивно-деятельностной модели В.В.ДАВЫДОВА обучение направлено на развитие теоретического мышления в учебной деятельности учащихся на основе принципа восхождения в познании от абстрактного к конкретному. Особенностями концепции В.В. Давыдова являются.
· усвоение сначала общих, а затем конкретных знаний на основе выделения исходного основа-ния, из которого генетически выводятся все последующие знания;
· моделирование учащимися в предметной, графической или знаковой форме главного отношения учебной задачи;
· конкретизация генетически исходного всеоб-щего отношения в системе решения частных учебных задач;
· постепенный перевод внешней деятельности учащихся во внутренний план и наоборот.
· овладение в процессе обучения младшими школьниками теоретическим мышлением и научными понятиями.
По структуриующей модели П.М ЭРДНИЕВА особое внимание уделяется созда-нию блоков информации в виде «укрупнённых дидактических единиц» (УДЕ). Обучение на основе УДЕ предполагает:
· совместное и одновременное изучение математически родственных тем и разделов, взаимосвязанных действий;
· самостоятельное усвоение знаний на основе сра- внения, обобщения и аналогии, моделирования;
|
|
· обратимость мыслительных действий при выполнении упражнений, составлении и решении разного вида задач;
· перспективное развитие знания за счёт свёрты-вания и развёртывания в умственном плане учебной информаци
ў 1-2 класах
У 1-2 класах сістэма кантролю за ведамі, ўменнямі і навы-камі па матэматыцы (ВУНамі) будуецца без выкарыстання адзнак. Ажыццяўляецца кантроль за ўзроўнем і якасцю ВУНаў славесна назмястоўна – ацэначнай аснове. Вынік гэтага працэсу абазначаецца лікамі ад 1 да10 – адзнакамі.
Кантрольна – ацэначная дзейнасць ажыцяўляецца:
· настаўнікам (кантроль і славесная ацэнка ВУНаў);
· вучнямі адзін у аднаго (узаемакантроль і ўзаемаацэнка);
· вучнямі саміх сябе (самакантроль і самаацэнка).
Прымяняюцца прыёмы самацэнкі якасці ВУНаў:
1. Незакончаныя сказы:
· Мне было лягчэй за ўсё...................
· Я сутыкнуўся з цяжкасцю....................
Я навучыўся рашаць задачы састаўленнем выразу......
2.Дыферэцыраваная адзнака з дапамогай вертыкаль-нага адрэзка, падзеленага папалам (лінеечкі).
У верхняй палове адзначаецца добрае, у ніжняй слабае засваенне ВУНаў.
2. Бальная тэставая ацэнка ВУНаў, калі вучань сам
вызначае колькасць балаў за цяжкасць кожнага тэставага задання і ўсе заданні тэсту цалкам, а затым па колькаці атрыманых балаў славесна ацэньвае вынікі сваей работы.
3. Графічная ацэнка якасці ВУНаў, калі вучань на графіку. Прамавугольнікамі паказваюцца дасяг-ненні ў засваенні ВУНаў.
4. Матрычная ацэнка якасці ВУНаў, калі вучань у клетках прапанаванай настаўнікам табліцы колерам, сімваламі або графічна паказвае свае дасягненні.
5. Ацэнка на мадэлях тыпу “Мішэнь”, на якой кропкамі адзначаюцца поспехі вучня ў засваенні пэўных ВУНаў.
6. Выніковая ацэнка якасці засваенння ВУНаў афармляецца сумесна з вучнем настаўнікам для азнаямлення бацькоў.Вынікі падрыхтоўчага да вывучэння новага, бягучага,карэк- тыруючага і выніковага кантролю афармляюцца настаўнікам у выглядзе табліц, а вучнем на лістах з абазначэннем ацэнкі якасці ВУНаў у графічнай, колернай або сімвалічнай форме.
|
|
ПРАДМЕТ засваенне ведаў, уменняў і навыкаў (ВУНаў)
ВД - спосабаў Д, алгарытмаў, планаў