Исследование монопольного рынка

Монопольный рынок можно рассматривать как частный случай олигополии при n = 1.

Если кривая рыночного спроса имеет вид

а производственные издержки фирмы линейно зависят от ее объема производства

то оптимальные показатели деятельности фирмы-монополиста можно вычислить по следующим формулам.

Объем выпускаемой продукции

Цена единицы продукции

Максимальная прибыль

Исследуем, как изменяются показатели объем продаж, цена, прибыль с увеличением числа фирм на рынке. При n → ∞ имеем идеально конкурентный рынок.

Цена

Так как при монопольном рынке , причем, а > с, то цена уменьшается. Таким образом, с увеличением числа фирм на рынке цена падает и стремится к предельным издержкам.

Объем продаж

Так как при монопольном рынке , причем, а > с, то объем продаж увеличивается. Таким образом, совокупный объем продаж с увеличением числа фирм на рынке возрастает и стремится к величине .

Прибыль любой фирмы уменьшается с увеличением числа фирм и может принять отрицательное значение. При сильно раздробленном рынке фирмы могут оказаться нерентабельными. Можно определить максимальное число фирм (n) на рынке, при котором прибыль каждой фирмы будет не отрицательной Для этого надо решить уравнение относительно n.

Пример

Пусть кривая спроса имеет вид:

Функция издержек производства

Необходимо определить максимальное число фирм, при котором прибыль не отрицательна.

Максимальное число фирм равно четырем.

Таким образом, с увеличением числа фирм на рынке их общая величина прибыли уменьшается. Если число фирм растет, то неустойчиво общее состояние на рынке, появляется угроза банкротства, что подталкивает фирмы либо к объединению, либо к устранению конкурента. Согласно Адаму Смиту: «Стремление к максимуму прибыли есть стремление избавиться от конкурента, тек монополии». Поэтому в рыночной системе хозяйствования для противовеса необходимы государственные антимонопольные меры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: