Далее рассмотрим максимизацию прибыли на примере предприятия – ООО «Арматурный завод». Для начала проанализируем показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности общества за 2016-2018 гг.
Таблица 2.1 – Динамика финансовых результатов ООО «Арматурный завод», тыс. руб.
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2018 г. к 2016 г., % | Отклонения (+,-) |
Выручка от продажи продукции | 1401058 | 1433400 | 1528213 | 109,08 | 127155 |
Себестоимость реализованной продукции | 1251204 | 1262864 | 1234642 | 98,68 | -16562 |
Валовая прибыль | 149854 | 170536 | 293571 | 195,90 | 143717 |
Коммерческие расходы | 31217 | 31324 | 58440 | 187,21 | 27223 |
Управленческие расходы | 60203 | 61104 | 139419 | 231,58 | 79216 |
Прибыль от продаж | 58434 | 78108 | 95712 | 163,80 | 37278 |
Проценты к получению | 2607 | 2935 | 898 | 34,45 | -1709 |
Проценты к уплате | 128 | 157 | 0 | 0,00 | -128 |
Прочие доходы | 11079 | 42991 | 24753 | 223,42 | 13674 |
Прочие расходы | 5587 | 43787 | 33786 | 604,73 | 28199 |
Прибыль до налогообложения | 66405 | 80090 | 87577 | 131,88 | 21172 |
Налоги | 13281 | 12287 | 11261 | 84,79 | -2020 |
Чистая прибыль | 53124 | 67803 | 76316 | 143,66 | 23192 |
Данные таблицы 2.1 за анализируемый период свидетельствуют о значительном росте финансовых результатов, так валовая прибыль ООО «Арматурный завод» выросла на 143717 тыс. руб. или на 95,90 %, вследствие того, что темпы роста выручки от реализации продукции (109,08 %) превышали темпы роста себестоимости реализованной продукции (98,68 %). Увеличение данных показателей характеризует значительное повышение объемов хозяйственного оборота общества. За рассматриваемый период коммерческие расходы выросли на 27223 тыс. руб. или на 87,21 %, управленческие расходы выросли на 79216 тыс. руб. или на 131,58 %. В результате данных изменений прибыль от продаж выросла на 37278 тыс. руб. или 63,80 %.
|
|
Отметим, что прочая деятельность в 2016-2018 гг. была прибыльной, что привело к росту совокупного финансового результата – прибыли до налогообложения, в сравнении с прибылью от продаж. Рост прибыли до налогообложения способствовал росту налоговых платежей, в результате чистая прибыль выросла на 23192 тыс. руб. или на 43,66 % и составила в 2018 г. 76316 тыс. руб.
Одним из важных показателей при анализе прибыльности финансово-хозяйственной деятельности является затраты на рубль реализованной продукции, являющийся обобщающим показателем себестоимости продукции и выражающий зависимость прибыли от нее. Динамика затрат на одни рубль реализованной продукции ООО «Арматурный завод» представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика затрат на один рубль реализованной продукции ООО «Арматурный завод»
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2017 г. к 2015 г., % | Отклонения (+,-) |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 1401058 | 1433400 | 1528213 | 109,08 | 127155 |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. | 1342624 | 1355292 | 1432501 | 106,69 | 89877 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 97,82 | -0,02 |
|
|
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о снижении затрат на рубль реализованной продукции за анализируемый период на 0,02 коп. или на 2,18 %, связанное с тем, что темпы роста выручки от реализации продукции (109,08 %) в 2018 г. превышают темпы роста полной себестоимости реализованной продукции (106,69 %) в сравнении с 2016 г. Данную тенденцию можно охарактеризовать положительно, так как способствует повышению доли прибыли от продаж в выручке от реализации продукции.
На основании данных, представленных в отчетности ООО «Арматурный завод», проанализируем такие показатели, как точка безубыточности (критический объём продаж), запас финансовой прочности, доля запаса финансовой прочности в объёме выручки от продаж в таблице 2.3 за 2016-2018 гг.
Таблица 2.3 – Динамика безубыточного объема продаж ООО «Арматурный завод»
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2018 г. к 2016 г., % | Отклонения (+,-) |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 1401058 | 1433400 | 1528213 | 109,08 | 127155 |
Переменные затраты, тыс. руб. | 1141230 | 1151998 | 1217626 | 106,69 | 76395 |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 201394 | 203294 | 214875 | 106,69 | 13481 |
Маржинальный доход, тыс. руб. | 259828 | 281402 | 310587 | 119,54 | 50759 |
Доля маржинального дохода в выручке от реализации, % | 18,55 | 19,63 | 20,32 | 109,59 | 1,78 |
Критическая точка безубыточности, тыс. руб. | 235203 | 236891 | 250031 | 106,30 | 14828 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 1165855 | 1196509 | 1278182 | 109,63 | 112326 |
Уровень (коэффициент) запаса финансовой прочности, % | 83,21 | 83,47 | 83,64 | 100,51 | 0,43 |
Данные таблицы 2.3 показывают, что в 2016 г. для того, чтобы покрыть затраты необходимо реализовать продукцию на сумму 235203 тыс. руб., в 2017 г. – 281402 тыс. руб., в 2018 г. – 310587 тыс. руб. То есть при данной величине выручки от реализации рентабельность будет равна нулю. Фактически полученная выручка в 2016-2018 гг. превышает данные суммы, что характеризуют весьма эффективную деятельность общества. Кроме того полученная выручка намного превышает фактически полученную выручку, так коэффициент запаса финансовой прочности в 2016 г. составил 83,21 %, 2017 г. – 83,47 %, 2018 г. – 83,64 %. Наблюдается тенденция увеличения уровня запаса финансовой прочности вследствие снижения доли постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции.
Таким образом, за анализируемый период в ООО «Арматурный завод» наблюдается значительное увеличение затрат на производство продукции связанное с повышением объёмов производства и продажи продукции. В обществе наблюдается тенденция снижения затрат на 1 руб. реализованной продукции, что способствует росту доли прибыли от продаж в выручке от реализации продукции. Поэтому для максимизации прибыли необходимо разрабатывать мероприятия по сокращению затрат.
В связи с тем, что модели максимизации прибыли необходимо использовать для анализа эффективности производства конкретной продукции, рассмотрим максимизацию прибыли на примере производства по одной номенклатуре каждого вида производимой продукции:
- клапан предохранительный пружинный КПП5Р 100-16 УХЛ1 (Продукция 1);
- клапан предохранительный пружинный КПП6 - КПП6Р 50-16 (Продукция 2);
- клапан предохранительный импульсный -ПИК 50-40 (Продукция 3);
- пружины винтовые цилиндрические (Продукция 4);
- блоки КПП с устройствами переключающими БПК4 25-40 (50с14нж) (Продукция 5).
В таблице 2.4 представим исходные данные по производству вышеперечисленных видов продукции в ООО «Арматурный завод» по данным 2018 г.
Таблица 2.4 – Данные по производству отдельных видов продукции ООО «Арматурный завод» за 2018 г.
Показатель | Продукция | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Объем реализации, шт. | 278 | 361 | 254 | 957 | 344 | х |
Цена за шт, руб. | 142285 | 89627 | 54678 | 12600 | 123098 | х |
Сумма реализации, тыс. руб. | 39555 | 32355 | 13888 | 12058 | 42346 | 140203 |
Совокупные затраты на производ-ство продукции, тыс. руб., в т.ч.: | 33610 | 25156 | 12545 | 9979 | 38547 | 119838 |
- переменные затраты, всего, тыс. руб., в т.ч.: | 23527 | 17609 | 8782 | 6986 | 26983 | 83887 |
сырье и материалы | 15293 | 11798 | 6147 | 5588 | 19158 | 57984 |
затраты на оплату труда с отчислениями | 5176 | 3170 | 1844 | 629 | 4047 | 14866 |
прочие производственные расходы | 3059 | 2641 | 790 | 768 | 3778 | 11036 |
- постоянные затраты, тыс. руб. | 10083 | 7547 | 3764 | 2994 | 11564 | 35951 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 5945 | 7199 | 1343 | 2079 | 3798 | 20364 |
Рентабельность продаж, % | 15,03 | 22,25 | 9,67 | 17,24 | 8,97 | х |
По данным таблицы можно отметить, что наиболее прибыльным видом изготавливаемой продукции из рассматриваемых, является производство продукции 2 – клапана предохранительного пружинного вида КПП6Р 50-16.
|
|
Сущность максимизации прибыли сводится к возможности определения степени прибыльности производства отдельных видов продукции за счет изменения объема продаж по отношению сумме маржинального дохода к выручке. Продукция с наибольшим значением данного отношения является наиболее прибыльной.
По данным следующей таблицы, рассмотрим возможности максимизации прибыли за счет оптимизации ассортимента производимой продукции.
Таблица 2.5 – Показатели деятельности ООО «Арматурный завод» после оптимизации ассортимента производимой продукции
Показатель | Продукция | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Количество произведенной продукции, шт. | 278 | 478 | 200 | 967 | 270 | х |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 39555 | 42842 | 10936 | 12184 | 33236 | 138753 |
Переменные затраты, тыс. руб. | 23527 | 23316 | 6915 | 7059 | 21179 | 81996 |
Маржинальный доход, тыс. руб. | 16028 | 19526 | 4021 | 5125 | 12058 | 56758 |
Маржинальная прибыль по отношению к выручке, % | 40,52 | 45,58 | 36,77 | 42,06 | 36,28 | х |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 10083 | 7547 | 3764 | 2994 | 11564 | 35952 |
Операционная прибыль | 5945 | 11979 | 257 | 2131 | 494 | 20806 |
Получается, что в результате сокращения малоприбыльных видом продукции и увеличения производства наиболее прибыльных, общество может способствовать увеличению финансового результата деятельности организации, в частности ООО «Арматурный завод в результате оптимизации ассортимента отдельных видов продукции может увеличить операционную прибыль от продажи продукции на 443 тыс. руб.
|
|
В таблице 2.6 рассчитаем объем безубыточного производства отдельных видов продукции в ООО «Арматурный завод».
Таблица 2.6 – Определение критической точки производства отдельных видов продукции ООО «Арматурный завод»
Показатель | Продукция | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Цена за шт., руб. | 142285 | 89627 | 54678 | 12600 | 123098 | х |
Переменные затраты на единицу продукции, руб. | 84629 | 48778 | 34575 | 7300 | 78439 | х |
Постоянные затраты на производство продукции, тыс. руб. | 10083 | 7547 | 3764 | 2994 | 11564 | 35951 |
Критический объем производства продукции, шт. | 175 | 185 | 187 | 565 | 259 | х |
Критический объем производства в тыс. руб. | 24883 | 16559 | 10236 | 7117 | 31875 | 90671 |
По данным произведенных расчетов, можно отметить, что объем производство продукции по рассматриваемым видам продукции в ООО «Арматурный завод» превышает критический уровень объема производства, то есть производство по данным видам продукции превышает величину переменных затрат, что способствует получению прибыли.
В связи с тем, с что рассматриваемое предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, оценить стоимость предприятия за счет определения рыночной капитализации не представляется возможным. Поэтому в качестве расчета состояния собственников, необходимо определить доход его учредителей.
Учредителем ООО «Арматурный завод» выступает Ибрагимов Р.Ф. размер уставного капитала составляет 10000 тыс. руб. (100 %). То есть состояние собственника зависит от принятой политики распределения полученной прибыли: либо на развитие предприятия, либо на увеличение личных доходов собственника.
Таким образом, применение модели максимизации прибыли в ООО «Арматурный завод» за счет оптимизации ассортимента производимой продукции будет способствовать росту прибыли и эффективности деятельности общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие, которое функционирует в условиях рынка, отличается многообразием целей и стратегией развития, но получение прибыли – является одной из основных её целей, определяющее условие его функционирование. На рынке каждое предприятие вынуждено ориентироваться на свои усилия и на получение прибыли, в противном случае оно будет вытеснено с рынка в процессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект.
В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами. Прибыль является мерилом оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местных бюджетов. Поэтому необходимо использовать методы максимизации прибыли. Модели максимизации прибыли позволяет глубже понять соотношение между затратами и выгодами при долгосрочном и краткосрочном планировании.
В основе деятельности предприятия лежит стремление к максимизации имущества или доходов, при этом оптимума для самофинансирования не существует. В процессе максимизации состояния собственников изъятия из дохода запланированы и ориентируются на их потребительские предпочтения. Поэтому самофинансирование рассматривается как остаточная величина в случае, если достигнутая предпринимателем прибыль превышает его потребление.