«Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
М атериалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
|
|
• Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
«Таинственные картинки»
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе
«Что в пакете?»
Цель: закрепить знания о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы).
Материал: по одному целлофановому пакету разного размера и формы на каждого ребенка.
Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Воспитатель спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что находится в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Взрослый просит детей «поймать» воздух при помощи пакета. Дети ощупывают пакеты, обращают внимание на то, что они разного размера и формы. Взрослый просит открыть пакеты, посмотреть, что внутри них, понюхать. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой.
|
|
Вывод: воздух невидим, прозрачный, не имеет запаха, принимает форму пакета, в котором находится, не имеет вкуса.
«Гори, свеча моя, гори».
Цель: выявить, что для поддерживания огня необходим воздух.
Материал: свеча, колба или прозрачная банка.
Зажечь свечу внутри закрытой колбы.
Поставить колбу со свечой и наблюдать за тем, когда она погаснет. Огонь будет гореть до тех пор, пока в емкости будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет Вывод: даже огню нужен чистый воздух.
«Особенности теплого и холодного воздуха».
Цель: выяснить, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.
Материал: две свечи.
Зажечь свечу и поставить ее на пол возле приоткрытой двери. Куда наклонился язычок пламени от свечи? (В сторону комнаты.) Почему? (Воздух заходит с улицы и задувает пламя в комнату.) Какой воздух
на улице? (Холодный.) Значит холодный воздух идет по низу. Поднять вторую свечу вверх. Что случилось с огоньком? Куда он наклонился теперь? (6 сторону улицы.) Почему? (Из комнаты выходит воздух и сдувает его в сторону улицы.) Какой воздух в комнате? (Теплый.) Где он идет? (Вверху.)
|
Вывод: холодный воздух находится внизу, а теплый — вверху, так как он легче