Виды затрат на качество продукции и методы их анализа. Анализ брака и потерь от брака
Тема 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Проблематика: Виды затрат на качество продукции и методы их анализа. Управление затратами на обеспечение качества продукции предприятия, организации. Информационная база анализа затрат на качество продукции. Анализ брака и потерь от брака. Управление затратами на качество продукции при проведении проектного анализа. Применение функционально- стоимостного анализа (ФСА) при совершенствовании качества продукции Экономическая эффективность новой продукции. Экономическая эффективность управления качеством продукции предприятия, организации.
11.1. Виды затрат на качество продукции и методы их анализа. Анализ брака и потерь от брака.
11.2. Управление затратами на обеспечение качества продукции предприятия, организации. Информационная база анализа затрат на качество продукции.
11.3. Управление затратами на качество продукции при проведении проектного анализа.
|
|
11.4. Применение функционально-стоимостного анализа (ФСА) в оптимизации затрат на качество продукции.
11.5. Экономическая эффективность управления качеством продукции предприятия, организации.
В общем смысле слова, затратами на качество являются расходы, связанные с:
- установлением уровня качества, его достижением и поддержанием в процессе производства;
- контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции (услуг) требованиям качества, надежности, безопасности;
- установлением отказов (брака, дефектов и т.п.) на предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономии затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок до ее реализации и после продажного обслуживания.
Именно с этих классических позиций и решается проблема затрат на качество.
Так, запросы потребителей характеризует понятие традиционной политэкономии «потребительная стоимость», которая имеет, как известно, двойственный характер.
С одной стороны, потребительная стоимость – это экономическое отношение между субъектами в процессе ее потребления как материально-вещественного образования и воплощение затрат труда, использованного на создание этого образования. Здесь она выражается, таким образом, в экономии затрат труда, выявляемой в процессе ее потребления.
С другой стороны, потребительная стоимость – это материально-вещественный полезный результат производства, и таковая выступает носителем экономического отношения во взаимосвязи между производителем и потребителем.