Контрольные вопросы
Послепроектная стадия
Задачами стадии завершения проекта (фаза завершения) является оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми. На этой стадии осуществляется анализ масштабов отклонений и причин из возникновения; разрабатываются дополнительные корректировочные мероприятий; формируется отчет о проделанной работе, использовании ресурсов; обсуждается отчет о работе и подписывается акт приема-сдачи работ.
Работа консультантов, прежде всего с руководителями высшего звена, обеспечивает сильную поддержку работе консультантов на предприятии, облегчает доступ к наиболее важным документам и данным, позволяет оперативно организовывать встречи с практически любым работником предприятия. Но, с другой стороны, консультанты становятся близки к деликатным аспектам деятельности предприятия, касающихся самих высших руководителей, которые часто не подозревают, что причины большинства проблем стратегического управления предприятием - недостаток у руководителей современных знаний и опыта. Поэтому, консультанты должны предвидеть сопротивление руководителей предложенным вариантам выхода из проблемной ситуации и преодолевать его.
На данной стадии происходит выход консультанта из консультационного проекта, а также возможно проведение переговоров руководства компании-клиента с консультантами относительно дальнейшего сотрудничества.
1. Какие существуют подходы в консультировании с точки зрения технологии осуществления?
2. Какие основные принципы программного подхода в консультировании Вы знаете? Дайте краткую характеристику каждого из них.
3. Какие два рода взаимодействия предприятия с рынком существуют?
4. Каковы практические аспекты маркетингового подхода в консультировании?
5. Чем характеризуется предварительная стадия процесса консультирования?
6. Чем характеризуется предпроектная стадия процесса консультирования?
7. Чем характеризуется проектная стадия процесса консультирования?
8. Какие методы диагностики состояния компании-клиента применяются консультантами?
9. Логика процесса консультирования состоит в последовательности осуществления:
1. Этапа, фазы, стадии.
2. Стадии, этапа, фазы.
3. Фазы, стадии, этапа.
10. Чем по отношению к процессу консультирования является планирование действий консультанта?
1. Фазой процесса консультирования.
2. Этапом процесса консультирования.
3. Стадией процесса консультирования.
Ну, и на конец, автор Лапыгин отмечает, что процесс управленческого консультирования представляет собой логическую последовательность процедур.
Выделяя при этом три стадии.
1. Обеспечение единства в понимании сути консультационного проекта клиентом и консультантом. Эта стадия заканчивается заключением контракта.
2. Диагностика организации, выработка рекомендаций и их внедрение.
3. Уход консультанта от клиента и формулирование планов сотрудничества на будущее.
В подтверждение им приводится модель процесса консультирования, разработанная В.И. Алешниковой (табл. 5.1).
Связанные между собой задачи группируются вместе. Все этапы по-своему важны. Этапы разрабатываются от общего к частному. Каждый этап завершается принятием решения.
Роли консультанта и клиента на разных этапах меняются, но сведение к нулю участия одной из сторон равносильно прекращению процесса консультирования.
Управление консультационным проектом.
Досье проекта ведет координатор работ. В досье обычно хранятся:
■ техническое задание;
■ материалы, относящиеся к процедуре выбора консультационной фирмы;
■ контракт вместе с его проектом;
■ план работ;
■ результаты мониторинга, промежуточных оценок;
■ график платежей и копии платежных документов.
На время проведения работы консультанты и клиент выступают как одна команда, что предусматривает совместную деятельность с обязательным участием первого лица организации.
У клиента должна быть ясность по процессу совместной работы:
■ каким образом будет осуществляться сбор и представление информации консультантам;
■ кто непосредственно будет вовлечен в проект из персонала организации;
■ кто обязательно должен присутствовать на первой и последующих встречах с консультантами;
■ кто будет готовить информацию, участвовать в интервью и опросах;
■ кто из специалистов должен участвовать в семинарах;
■ кого помимо персонала организации следует привлечь к проекту.
На каждом этапе совместной работы роли консультанта и клиента разделены.
Клиенту важно знать, сколько времени понадобится на решение проблем по проекту. Ниже приведено распределение времени по этапам работ.
Этапы работ Продолжительность
Подготовка 2-4 дня
Диагностика 2—3 недели
Выбор проблемы
и формирование структуры 1,5—2 недели
Разработка и реализация программ 8—10 месяцев
Завершение 1 месяц
Трудоемкость проекта на этапе внедрения составляет около 60% общих трудовых затрат.