(4 процесса показывают, какие функции выполняются памятью в процессе жизни человека):
1. запоминание - процесс образования следов памяти,
Мнемическая деятельность – активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.
Валентина Яковлевна Ляудис – 4 операции мнемического действия:
1) ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава, структуры;
2) поиск и выделение соответствующего материала способа группировки;
3) группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями;
4) установление межгрупповых связей.
Запоминание различают в зависимости от времени:
· долговременное
· кратковременное,
в зависимости от цели деятельности:
· непроизвольное (непреднамеренно запомнилось, но была включенность в деятельность),
· произвольное (есть цель запомнить)
· как вариант произвольного запоминания в случае выполнения специальных действий – заучивание. Заучивание может быть:
|
|
· механическое (повторение),
· логическое (смысловое), требующее обязательного осмысления и понимания материала, что более эффективно,
· заучивание с использованием методов мнемотехники, которые особым образом организуют материал (Каждый Охотник…),
· ассоциативный путь (Лев Николаевич)
2. сохранение - взаимодействие и трансформация следов памяти, трансформация следов происходит:
интерференции – ухудшение сохранения заучиваемого материала, происходит из-за смешения и наложения структурного анализа на другой материал по причине разных объемов. Проактивная – под влиянием предварительно заученного материала, ретроактивная – под влиянием заучивания и оперирования с последующим материалом.
Эффект края (концов) – при запоминании ряда однородного материала запоминается начало и конец, середина не помнится. Влияет деятельность, предшествующая или последующая за заучиванием в силу возникающего проактивного и ретроактивного торможения (на середину действует 2 торможения).
построение уроков должно строиться с учетом магического числа Мюллера и эффекта края.
3. воспроизведение - оживление, считывание следов памяти:
· произвольное: целевое (в ответ на поставленную цель) и припоминание (воспроизведение связано с трудностями),
· воспоминание (образы прошлого, действий),
· непроизвольное (нечаянное всплытие - реминисценция – не может вспомнить в данный момент, но припоминает и узнает спустя некоторое время),
· помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с узнаванием – воспроизведение при повторном восприятии материала, степень определенности бывает разной (лицо знакомо, не знаю кто – неопределенность узнавания, узнал – полное), ошибки узнавания (никогда не был, но кажется, что уже находился).
|
|
4. забывание - невозможность воспроизведения ранее закрепленного материала или утрата следов памяти. Зависит:
· от времени, которое прошло с момента запоминания. Кривая забывания нем. Германа Эббингауза: через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 процентов (интенсивное забывание), в дальнейшем идет медленнее и через 48 часов на одном уровне 20 – 30 процентов. По Шардакову М.Н., если своевременно в первый день организовать повторение, на второй день сохраняется 88 процентов информации. Чтобы из кратковременной памяти перевести в долговременную, надо повторить через 20 мин., затем через 9 часов и затем через сутки.
· от включения в деятельность
· от объема материала (чем больше, тем больше забывание)
· от осмысленности (необходимо смысловое структурирование).
· От возраста (запоминать труднее, а забывание прогрессирует – «закон обратного хода памяти» Тэодюля Рибо: снижение способности к запоминанию текущих событий при полном воспроизведении событий далекого прошлого)