Мотивация трудовой деятельности, как элемент и функция управления
Москва 2007 г.
Курс лекций
УТВЕРЖДАЮ
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
Экономический факультет
Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»
Проректор по учебно-методической работе
__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.
«_____»_______________________200__г.
по дисциплине Мотивация трудовой деятельности
по специальности 080104 Экономика труда,
080505 Управление персоналом
Курс лекций составлен на основании рабочей программы дисциплины «Мотивация трудовой деятельности»
Курс лекций рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Экономика труда и управление персоналом»
Протокол № от «_____» ___________ 2007 г.
Зав. кафедрой д.э.н., проф. Л.С.Морозова
Курс лекций одобрен Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
|
|
Протокол № От «____»_________200 г.
Председатель УМС ФГОУВПО «РГУТиС» д.э.н., проф. Новикова Н.Г.
Курс лекций разработал
преподаватель кафедры «Экономика труда
и управление персоналом» Т.В. Богачева
Согласовано:
Зам. проректора - начальник
Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.
Начальник
Методического отдела Н.В. Рыженок
1. Понятийный аппарат, используемый в курсе.
2. Составляющие мотивационного ядра, типы мотивации работников, структура, функции, механизм мотивации труда.
3. Сравнительный анализ подходов к мотивации России и за рубежом:
а) японская концепция мотивации
б) американская мотивация концепции человеческих ресурсов.
1. Понятийный аппарат, используемый в курсе.
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
Мотивы (франц., ед. число motif, от лат. moveo - двигаю) - побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия.
Структура мотивов трудового действия формируется из трех основных компонентов:
• сознание человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности);
• представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
• мысленное построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.
|
|
Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, которую он должен заплатить за результаты.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, активизирует его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа.
1.Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.).
2.Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию, или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.).
3.Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, анализ альтернатив, выбор решения и т.п.).
4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. В зависимости от объекта различают материальные, духовные и социальные потребности.
Материальные (биологические) потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Духовные потребности выражаются в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельного развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.
Социальные потребности — это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в современной трудовой деятельности, реализуемые в обществе.
Интерес (от лат. interest - имеет значение) — это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности, интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника.
Стимул - это " побуждение к действию или причина поведения человека. В современном понятии различают четыре основные формы стимулов:
1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, перевод на другую должность, перенос от пуска, выговор, увольнение с работы.
2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально- вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.
|
|
Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, строительство города (моста), съемка фильма, получение второго высшего образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Обобщая различные подходы, дадим концептуальную схему понятий в области мотивации трудовой деятельности. К ним мы относим:
/. Мотивы человека — определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы.
2. Стимулы труда - побуждение к действию или причина поведения человека в процессе труда.
3. Потребности - нужда в чём-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
4. Теории мотивации — концептуальные научные подходы к объяснению мотивации человека в трудовой деятельности.
5. Труд - процесс соединения живого труда, предметов и средств труда с целью получения продукта труда.
6. Трудовой потенциал - уровень использования человеческого капитала в общественном производстве материальных и духовных благ.
7. Типы личностей человека — характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сфер деятельности.
8. Человеческий капитал - совокупность природных и накопленных качеств, способных быть источником дохода для человека и определяющих стоимость рабочей силы и производительность труда.
9. Методы воздействия - способы воздействия на людей, побуждающие их к труду и позволяющие достигать поставленных целей управления.