Персонала

Мотивация трудовой деятельности, как элемент и функция управления

Москва 2007 г.

Курс лекций

УТВЕРЖДАЮ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

Экономический факультет

Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»

Проректор по учебно-методической работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

по дисциплине Мотивация трудовой деятельности

по специальности 080104 Экономика труда,

080505 Управление персоналом

Курс лекций составлен на основании рабочей программы дисциплины «Мотивация трудовой деятельности»

Курс лекций рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Экономика труда и управление персоналом»

Протокол № от «_____» ___________ 2007 г.

Зав. кафедрой д.э.н., проф. Л.С.Морозова

Курс лекций одобрен Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № От «____»_________200 г.

Председатель УМС ФГОУВПО «РГУТиС» д.э.н., проф. Новикова Н.Г.

Курс лекций разработал

преподаватель кафедры «Экономика труда

и управление персоналом» Т.В. Богачева

Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Н.В. Рыженок


1. Понятийный аппарат, используемый в курсе.

2. Составляющие мотивационного ядра, типы мотивации работников, структура, функции, механизм мотивации труда.

3. Сравнительный анализ подходов к мотивации России и за рубежом:

а) японская концепция мотивации

б) американская мотивация концепции человеческих ресурсов.

1. Понятийный аппарат, используемый в курсе.

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к тру­ду.

Мотивы (франц., ед. число motif, от лат. moveo - двигаю) - побуди­тельные причины поведения и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия.

Структура мотивов трудового действия формируется из трех ос­новных компонентов:

• сознание человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности);

• представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;

• мысленное построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными блага­ми, которые их удовлетворяют.

Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, которую он должен запла­тить за результаты.

Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, ак­тивизирует его внутренние и внешние движущие силы. Мотив опреде­ляет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей челове­ка. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях уст­раняя их из своих движущих сил. Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа.

1.Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.).

2.Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию, или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.).

3.Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление дей­ствий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пу­ти действия, анализ альтернатив, выбор решения и т.п.).

4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. В зависимости от объекта различают материаль­ные, духовные и социальные потребности.

Материальные (биологические) потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизне­деятельном состоянии.

Духовные потребности выражаются в самоактуализации и самовы­ражении человека через творчество. Потребности находятся в динами­ческом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельного развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.

Социальные потребности — это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, уча­стии в современной трудовой деятельности, реализуемые в обществе.

Интерес (от лат. interest - имеет значение) — это конкретное выра­жение осознанных потребностей. В отличие от потребности, интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника.

Стимул - это " побуждение к действию или причина поведения человека. В современ­ном понятии различают четыре основные формы стимулов:

1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, перевод на другую должность, перенос от­ пуска, выговор, увольнение с работы.

2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально- вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграж­дение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путев­ки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.

3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарно­сти, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степе­ни, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.

Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, строительство города (моста), съемка фильма, получение второго высшего образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется толь­ко у наиболее развитых членов общества.

Обобщая различные подходы, дадим концептуальную схему понятий в области мотивации трудовой деятельности. К ним мы относим:

/. Мотивы человека — определенные действия человека, его внут­ренние и внешние движущие силы.

2. Стимулы труда - побуждение к действию или причина поведения человека в процессе труда.

3. Потребности - нужда в чём-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.

4. Теории мотивации — концептуальные научные подходы к объяснению мотивации человека в трудовой деятельности.

5. Труд - процесс соединения живого труда, предметов и средств труда с целью получения продукта труда.

6. Трудовой потенциал - уровень использования человеческого ка­питала в общественном производстве материальных и духовных благ.

7. Типы личностей человека — характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сфер деятельности.

8. Человеческий капитал - совокупность природных и накоплен­ных качеств, способных быть источником дохода для человека и опре­деляющих стоимость рабочей силы и производительность труда.

9. Методы воздействия - способы воздействия на людей, побуж­дающие их к труду и позволяющие достигать поставленных целей управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: