План
1. Цели и задачи начального обучения математике.
2. Содержание начального курса математики (НКМ).
3. Принципы построения НКМ.
Литература:[1], пп. 4,5.
[4], с. 15,42.
1. Цели и задачи начального обучения математике
Цель – подготовка к жизни, к изучению собственно математики, т.е. познакомить с игровым материалом и правилами игры; сравнить с играми «прятки», «шашки» и др.
Задачи:
РАЗВИВАЮЩИЕ
- познавательные процессы (память, представления, внимание, наблюдательность, воображение, мышление – все виды);
- логическое мышление и его структуры;
- математические способности;
- творческое мышление на основе учёта возрастных особенностей и возможностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- самостоятельность мышления;
- основы материалистического мировоззрения;
- личностные качества: волевые, инициатива, творчество, аккуратность, настойчивость, сосредоточенность, дисциплинированность;
- культура учебного труда и взаимоотношений в коллективе;
- патриотические чувства и т.д.
ОБУЧАЮЩИЕ
- определённый программой круг математических знаний, умений, навыков;
- овладение способами математической деятельности;
- овладение, способами учебной деятельности, включая навыки самоконтроля.
Основные структурные компоненты учебной деятельности:
- читать, писать, ориентироваться в книге, тетради, пространстве;
- осознание способов деятельности по решению учебных задач;
- внутренний план действий;
- способность к абстрагированию и обобщению;
- самоконтроль и самооценка.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
- ориентировка в повседневной жизни;
- оказание помощи в изучении других школьных предметов.
3. Содержание начального курса математики
Практическая работа по ОС №3:
а) назвать составляющие;
б) выделить традиционное содержание и указать его дополнение (стержень НКМ – арифметика No);
с) пути обновления (использован зарубежный опыт и апробированные идеи):
- расширение традиционных составляющих НКМ: множества геометрических понятий, круга арифметических задач, единиц измерения величин (га, км²), решение задач алгебраическим способом;
- включение элементарных сведений из относительно новых (в историческом аспекте) ветвей математической науки: информатики, комбинаторики, теории вероятностей, статистики;
- формирование логических операций и структур мышления;
- формирование доказательного мышления и обучение построению первых математических доказательств;
- углубление подготовки к изучению собственно математики: координатный метод, алгоритм, моделирование, индукция, дедукция.
3. Принципы построения НКМ
1. Взаимосвязи органической (по возможности) всех составляющих НКМ, прежде всего с арифметикой, а также друг с другом: геометрические фигуры - счёт;
x+3=7 – состав числа.
2. Концентричности изучения арифметического материала.
Сущность:
а) одни и те же вопросы рассматриваются на различном числовом материале, в различных концентрах;
б) в каждом следующем концентре происходит расширение знаний;
с) с каждым расширением числовой области имеющиеся знания углубляются, систематизируются, обобщаются, совершенствуются.
3. Ведущей роли теоретических знаний (см., например, ОС №13-19).
Принципы построения НКМ
взаимосвязь
составляющих концентричность ведущая
частей расположения роль
арифметического теоретических
материала знаний