ТЕМА 12. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
Перспективные экономические преимущества производства и реализации сертифицированной продукции предопределили широкое распространение сертификации во всем мире.
В начале 90-х гг. на белорусский рынок стали поступать в большом количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом Республики Беларусь система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т. е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Вместе с тем за срок существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности с подготовкой к вступлению в ВТО.
Наиболее авторитетным сегодня считается сертификат IQNet - международной ассоциации, объединяющей ведущие органы сертификации СМК в мире. В настоящее время наиболее популярным в мире органом по сертификации является дочерняя компания "Регистра Ллойда" — "Lloyds Regisre Asuans Ltd." (LRQA), аккредитованная английским правительством и имеющая свидетельство № 1. Сертификат LRQA имеет признание во многих странах мира. Не менее авторитетными являются сертификаты норвежской фирмы "Дет Норске Веритас", английской "Bureau Veritas Quality International", германской TUN SERT и ряда других. Можно утверждать, что сертификаты этих фирм - это средство равноправного вхождения в рынок. Но поскольку даже эти сертификаты не имеют абсолютного признания в мире, предприятиям зачастую приходится сертифицировать свою систему у нескольких фирм.
Необходимо отметить, что для отечественных предприятий наиболее престижные зарубежные сертификаты соответствия труднодоступны из-за высокой стоимости процедуры сертификации, больших объемов, сложности и длительности подготовительных работ, а также в силу изначально невысокого качества своей продукции. Отечественные же сертификаты соответствия гораздо более доступны, но мало результативны. При постоянном увеличении объемов и расширении номенклатуры сертифицируемой продукции существенного улучшения ее качества не происходит.
В настоящее время, с одной стороны, выход товаропроизводителей на внешние рынки обусловлен наличием у них соответствующих сертификатов. С другой стороны, развитие сертификации позволяет в определенной степени защитить внутренний рынок и отдельных потребителей от проникновения на него импортной и отечественной продукции ненадлежащего качества.
В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям:
Направления организационно-методического характера:
1. Гармонизация отечественных правил с международными и региональными правилами. Необходимость гармонизации правил вызвана широким развитием торгового сотрудничества, планами вступления в ВТО, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок.
В работе по гармонизации необходимо иметь в виду совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения.
Необходимо ввести законодательную норму, по которой должны устанавливаться: перечни объектов сертификации; наименование государственного органа исполнительной власти, организующего работы по сертификации этих объектов; нормативную базу сертификации; порядок использования, изъятия, утилизации и уничтожения продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не соответствующей требованиям нормативной документации по безопасности.
В настоящее время фонд организационно-методических документов в области сертификации в определенной степени сформировался. Происходит его упорядочение путем разделения на две группы: 1) общегосударственные документы; 2) системные документы, применяемые в рамках конкретных систем сертификации.
Предстоит дальнейшая работа по обеспечению единообразия правил и порядков сертификации однородной продукции.
2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Будет продолжено сближение схем белорусской сертификации с европейской. Повышение разнообразия схем позволит заявителю выбирать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учетом степени опасности продукции, объемов и характера ее производства, обращения и применения.
3. Обеспечение обратной связи в деятельности по сертификации. До сих пор не налажена система сбора информации об эффективности сертификации. Информация также должна обеспечивать получение сведений о потенциально опасной продукции со статистическими данными о несчастных случаях, связанных с ее применением.
Направления практического характера:
4. Совершенствование инфраструктуры сертификации (в СНГ на один орган сертификации в среднем приходится две-три аккредитованных испытательных лаборатории, тогда как за рубежом соотношение более рациональное -- 1:10). Эта задача особенно актуальна для функционирования системы сертификации пищевых товаров, которые имеют самую крупную инфраструктуру - сеть органов сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.
5. Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизить число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне.
Необходимым является переход от партионной к предконтрактной сертификации у зарубежного изготовителя. Так работают совместные российские предприятия «ГОСТ-Европа» (в Германии), «ГОСТ-Азия» (в Сингапуре), многие зарубежные предприятия - «Проктер энд Гэмбл», «Сэндвик» и др.
6. Расширение участия Республики Беларус ьв международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных аккредитованных испытательных лабораторий и сертификационных центров, что будет способствовать признанию отечественных сертификатов за рубежом и расширит международную торговлю.
7. Расширение практики сертификации систем менеджмента качества. В стране сформирована система сертификации систем менеджмента качества: создана достаточно полная нормативная база сертификации и аккредитации, однако сложное положение в экономике страны сдерживает сертификацию СМК. Многие предприятия проблему сертификации СМК решают в два этапа: сначала подготавливают и сертифицируют свои производства (при которой проверяется 10 элементов качества), а затем (через год-полтора целенаправленной работы) сертифицируют СК (при которой проверяются все основные элементы). Улучшение экономического состояния предприятий в сочетании с побудительными мотивами сертификации СМК будет способствовать активизиции процесса развития сертификации СМК.