1. Инструменты воздействия и их виды.
2. Меры государственного преобразования отношений собственности. Государственный сектор – механизм регулирования экономики.
3. Государственное экономическое планирование как инструмент регулирования.
1. Инструменты ГРЭ подразделяются на:
ü Административные – это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности(разрешения, запреты, стандарты и нормы).
ü Экономические - создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности(именение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Имеют косвенный характер воздействия.
2. Собственность:
Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами.
Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства.
|
|
Типы собственности: общая(совместное присвоение), частная(индивидуальное присвоение условий и результатов производства).
Общая собственность подразделяется на:
ü Федеральную
ü Региональную
ü Муниципальную.
Частная собственность:
ü Индивидуальная
ü Корпоративная…
В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности.
Два способа преобразований отношений собственности:
ü Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную(мощный инструмент – в кризисные периоды развития)
ü Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной(муниципальной) собственности в частную(особенно в странах с переходной экономикой).
Государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета.
Два основных пути создания государственного сектора:
ü Государственные инвестиции(в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране)
ü Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического положения страны(например, угольная промышленность).
3. Государственное экономическое программирование(планирование):
Носит индикативный характер.
Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом.
|
|
Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль.
Государственные программы:
ü По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
ü По способу принятия, осуществления: чрезвычайные(административные инструменты), обычные.
Объекты государственных программ:
ü Жилищное строительство
ü Сельское хозяйство
ü Транспорт
ü Авиастроение и т. д.
Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.