Модель деятельности организации
Функции организации
Любая организация - многофункциональна. К ее основным функциям относятся:
• маркетинг и анализ рынка;
• стратегическое планирование деятельности предприятия;
• стратегическое и оперативное управление;
• планирование и разработка бизнес-процессов;
• проектирование и разработка продукции;
• производство продукции;
• поставка продукции;
• закупки материалов и комплектующих;
• техническое обслуживание и ремонт оборудования, и прочие функции;
• оформление финансовых документов;
• подготовка кадров и управление персоналом.
Для выполнения этих функций организация должна быть соответствующим образом структурирована.
Разработка моделей деятельности организации включает несколько этапов:
• выделение множества объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность структурного элемента;
• спецификацию входных и выходных потоков (информации, материалов, продуктов, услуг, финансов и т.д.);
|
|
• выявление основных процессов, определяющих деятельность структурного элемента и обеспечивающих реализацию его целевых функций;
• спецификацию потоков между основными процессами деятельности, уточнение связей между процессами и внешними объектами;
• оценку объемов, интенсивности и других необходимых характеристик потоков;
• разработку функциональной модели деятельности структурного элемента;
• объединение моделей структурных элементов в единую модель деятельности организации.
Построенная модель должна быть оптимизирована по критериям, представляющим интерес для пользователя. После этого проводится анализ моделей, результаты которого используются для реорганизации деятельности.
Функционально - ориентированные организации остаются неизменными и характеризуются вертикальной топологией структуры и иерархией отношений между подразделениями (рис. 3.2).
В такой организации одно функциональное подразделение несет ответственность за все продукты и территории. Преимущество узкой специализации служащих «компенсируется» непомерными накладными расходами на коммуникации и координацию функциональных подразделений.
Рис. 3.2. Функционально-ориентированная организация
Функционально - ориентированные организации обладают рядом недостатков:
• замедленная реакция на изменения;
• оторванность сотрудников от конечного результата;
• отсутствие ориентации на клиента;
• главным потребителем результатов труда работника является вышестоящий начальник;
• чрезвычайно усложнены взаимодействие и обмен информацией между подразделениями организации.
Альтернативой строго функциональной структуре является процессно-ориентированная структура.