Тема 8: изучение и прогнозирование покупательского спроса

План:

1 Вопрос. Понятие и классификация спроса.

2 Вопрос. Методы изучения спроса.

3 Вопрос. Методы прогнозирования спроса.

1 Вопрос. Понятие и классификация спроса.

Покупательский спрос является важнейшей категорией рынка.

СПРОС – это форма выражения платёжеспособных потребностей населения.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПРОСА:

1. По периодичности:
а) повседневный;
б) периодический;
в) эпизодический.

2. По степени удовлетворения:
а) удовлетворенный;
б) неудовлетворенный.

3. По намерениям покупателей:
а) четко сформулированный;
б) альтернативный.

4. По характеру:
а) первичный;
б) на замену;
в) дополнительный.

5. По степени интенсивности:
а) формирующийся;
б) интенсивный;
в) стабильный;
г) угасающий;
д) отрицательный.

2 Вопрос. Методы изучения спроса.

В условиях рыночной конкуренции изучение спроса становится необходимым для эффективной организации предпринимательской деятельности предприятия. На основе данных о покупательском спросе формируются планы завоза товаров, величина товарооборота, а также ценовая политика.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА:

1.ОПЕРАТИВНЫЙ метод основан на использовании кассовых машин, с помощью которых предприятие получает данные о количестве покупателей, реализованной продукции, её стоимости.

2.УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ВЫСТАВКАХ И ЯРМАРКАХ. Данный метод позволяет не только представить товары, но и получить отзывы, узнать мнение покупателей о продукции (услугах). Кроме того, компания стимулирует сбыт своих товаров, распространяя печатную продукцию, предоставляя скидки, проводя лотереи, распродажи, демонстрации…

3.АНКЕТИРОВАНИЕ – в последнее время этот метод становится популярным, несмотря на большие затраты его проведения. Информация, полученная с помощью анкетного опроса, помогает предприятию реагировать на изменения вкусов и предпочтений покупателей.


3. Вопрос. Методы прогнозирования спроса.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА это научно обоснованное предвидение развития платёжеспособных потребностей населения.

ВИДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

1. ДОЛГОСРОЧНОЕ – от 5 лет.

2. СРЕДНЕСРОЧНОЕ – от 1 года до 5 лет.

3. КРАТКОСРОЧНОЕ – до 1 года.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

1.ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Данный метод базируется на использовании моделей, которые характеризуют динамику спроса во времени под воздействием различных факторов (цен, доходов населения, товаров-заменителей…).

2.МЕТОД, ОСНОВАННЫЙ НА РАСЧЁТЕ КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА. Для количественного измерения факторов, влияющих на величину спроса, рассчитывают коэффициент эластичности, а затем корректируют спрос с учётом перспективных изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: