План:
1 Вопрос. Понятие и классификация спроса.
2 Вопрос. Методы изучения спроса.
3 Вопрос. Методы прогнозирования спроса.
1 Вопрос. Понятие и классификация спроса.
Покупательский спрос является важнейшей категорией рынка.
СПРОС – это форма выражения платёжеспособных потребностей населения.
КЛАССИФИКАЦИЯ СПРОСА:
1. По периодичности:
а) повседневный;
б) периодический;
в) эпизодический.
2. По степени удовлетворения:
а) удовлетворенный;
б) неудовлетворенный.
3. По намерениям покупателей:
а) четко сформулированный;
б) альтернативный.
4. По характеру:
а) первичный;
б) на замену;
в) дополнительный.
5. По степени интенсивности:
а) формирующийся;
б) интенсивный;
в) стабильный;
г) угасающий;
д) отрицательный.
2 Вопрос. Методы изучения спроса.
В условиях рыночной конкуренции изучение спроса становится необходимым для эффективной организации предпринимательской деятельности предприятия. На основе данных о покупательском спросе формируются планы завоза товаров, величина товарооборота, а также ценовая политика.
|
|
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА:
1.ОПЕРАТИВНЫЙ метод основан на использовании кассовых машин, с помощью которых предприятие получает данные о количестве покупателей, реализованной продукции, её стоимости.
2.УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ВЫСТАВКАХ И ЯРМАРКАХ. Данный метод позволяет не только представить товары, но и получить отзывы, узнать мнение покупателей о продукции (услугах). Кроме того, компания стимулирует сбыт своих товаров, распространяя печатную продукцию, предоставляя скидки, проводя лотереи, распродажи, демонстрации…
3.АНКЕТИРОВАНИЕ – в последнее время этот метод становится популярным, несмотря на большие затраты его проведения. Информация, полученная с помощью анкетного опроса, помогает предприятию реагировать на изменения вкусов и предпочтений покупателей.
3. Вопрос. Методы прогнозирования спроса.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА – это научно обоснованное предвидение развития платёжеспособных потребностей населения.
ВИДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:
1. ДОЛГОСРОЧНОЕ – от 5 лет.
2. СРЕДНЕСРОЧНОЕ – от 1 года до 5 лет.
3. КРАТКОСРОЧНОЕ – до 1 года.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:
1.ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Данный метод базируется на использовании моделей, которые характеризуют динамику спроса во времени под воздействием различных факторов (цен, доходов населения, товаров-заменителей…).
2.МЕТОД, ОСНОВАННЫЙ НА РАСЧЁТЕ КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА. Для количественного измерения факторов, влияющих на величину спроса, рассчитывают коэффициент эластичности, а затем корректируют спрос с учётом перспективных изменений.