Основные положения ГОСТ 18242-72

Во многих странах распространён американский стандарт МИЛ-СТД-105Д.

Отечественный стандарт ГОСТ 18242-72 по построению близок к американскому и содержит планы од­ноступенчатого и двухступенчатого приёмочного контроля.

В основу стандарта положено понятие приемлемого уровня каче­ства (ПРУК)-qo - максимально до­пустимая потребителем доля дефектных изделий в партии, изго­товленной при нормальном ходе производства.

Стандарт ориентирован на условия стабильного производст­ва, когда доля дефектных изделий в партиях не превышает при­емлемого уровня качества.

Чтобы иметь возможность гаран­тировать определённое качество выпускаемой продукции, с учё­том конкретных условий производства, в ГОСТ 18242-72 предусмотрены три общих уровня контроля - нормальный (основной), уси­ленный и облегчённый контроль.

Кроме того, стандартом предусмотрены четыре специальных уровня контроля, предназначенных для случаев, когда целесообразно использовать малые выборки и допустимы большие риски потребителя.

Стандарт содержит правила перехода с одного уровня кон­троля на другой, методы получения информации для последую­щих оценок показателей качества технологического процесса и эффективности правил контроля.

Введение различных уровней контроля основано на том предположении, что отклонение от "нормального" уровня про­изводства носит длительный характер и отражается на качестве нескольких последовательно изготовленных партий.

Переход от нормального контроля к усиленному осуществ­ляют в том случае, когда забракованы две из пяти последова­тельных партий продукции.

К нормальному контролю снова пе­реходят, если во время усиленного контроля будут приняты под­ряд пять партий.

От нормального контроля к облегчённому пе­реходят после приёмки подряд не менее 10 партий.

При состав­лении правил перехода стараются свести к минимуму вероят­ность ложных переключений, например вероятность переключе­ния на усиленный контроль, в то время когда производство на­ходится в налаженном состоянии.

Наличие трёх общих уровней контроля - нормального, уси­ленного и облегчённого - стимулирует поставщика к повышению качества продукции.

В рамках системы планов приёмочного контроля, преду­смотренных ГОСТ 18242-72, двухступенчатые планы подобраны таким образом, что их оперативные характеристики близки к одноступенчатым.

Таким образом, при выбранном значении приемлемого уровня качества, одноступенчатые и двухступен­чатые планы имеют одинаковую вероятность приёмки партии, но различаются по среднему числу изделий, контролируемых в партии. Средний объем выборки для планов двухступенчатого контроля примерно на 20% меньше, чем у одноступенчатых. Однако, как уже отмечалось, двухступенчатые планы имеют бо­лее сложную организацию.

При контроле изделий по нескольким признакам, стандартом рекомендуется классифицировать дефекты на три класса: крити­ческие, значительные и малозначительные, и для каждого класса выбирать свой план контроля.

Значение стандартизации в управлении качеством

Уже говорилось, что в современных условиях, управление ка­чеством во многом базируется на стандартизации.

Стандартиза­ция представляет собой нормативный способ управления.

Её воздействие на объект осуществляется путём установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа, и имеющих юридическую силу.

Стандарт - это нормативно-технический документ, устанав­ливающий основные требования к качеству продукции.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям - ТУ.

Технические условия - это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а, при их отсутствии, самостоятельные требования к качествен­ным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, образец-эталон.

Тре­бования, предусмотренные ТУ, не могут быть ниже, чем в ГОСТ ах.

Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации.

Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средст­вам и методам контроля и оценки качества продукции.

Управ­ление качеством продукции осуществляется на основе государ­ственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственная стандартизация - есть средство защи­ты интересов общества и конкретных потребителей, распро­страняемое на все уровни управления.

ИСО серии 9000гарантируют потребителю право более ак­тивно воздействовать на качество продукции, обеспечивают за­конодательную базу, предусматривающую активную роль потре­бителя в процессе изготовления качественной продукции.

ИСО 9000 используются для определения различий и взаи­мосвязей между основными понятиями в области качества.

В России действуют три государственных стандарта качества:

1. ГОСТ 40.9001-88 "Система качества. Модель для обеспе­чения качества при проектировании и (или) разработке, произ­водстве, монтаже и обслуживании".

2. ГОСТ 40.9002-88 "Система качества. Модель для обеспе­чения качества при производстве и монтаже".

3. ГОСТ 40.9003-88 "Система качества. Модель для обеспе­чения качества при окончательном контроле и испытаниях".

В Государственные стандарты РФ вклю­чены следующие основные положения:

1) Требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечи­вающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, соблюдения тех­ники безопасности.

2) Требования совместимости и взаимозаменяемости продукции.

3) Методы контроля требований к качеству продукции, ра­бот и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

4) Основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транс­портировке и хранению, утилизации.

5) Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и ока­зании услуг; правила обеспечения сохранности и рационального использование всех видов ресурсов.

6) Термины, обозначения и другие общетехнические правила и нормы.

Для любой фирмы важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

3.5 Контрольные карты и диаграммы. Их построение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: