Понятие сертификации продукци.
Слово «сертификация» в переводе с латинского (sertifico) означает - подтверждаю, удостоверяю. Его можно толковать, также, исходя из сочетания латинских слов certum - верно и facere - сделано.
Несмотря на то, что историки науки находят зачатки сертификации еще в глубокой древности (например, клеймение изделий изготовителем, как подтверждение высокого качества работы мастера), в качестве термина с чётким определением слово «сертификация» принято недавно.
Впервые определение понятию «сертификация» было дано Международной организацией по стандартизации ИСО в 1982 г.
На сегодняшний день, согласно последней редакции Руководства ИСО/МЭК 2 (1996 г.) понятие сертификации излагается так:
Сертификация - это процедура подтверждения соответствия продукции (услуги) нормативным требованиям (стандартам), посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция (или услуга) соответствует заданным требованиям.
«Первой стороной» принято считать изготовителя, продавца продукции, «второй» - покупателя, потребителя.
|
|
Под «третьей стороной» в процедуре сертификации подразумевается независимая, компетентная организация, осуществляющая оценку качества продукции по отношению к участникам купли-продажи.
«Третья сторона», для подтверждения своей компетентности и объективности, проходит процедуру аккредитации - официального признания её возможностей осуществлять соответствующий вид контроля или испытаний.
Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путём подтверждения их компетентности, и создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций, в одной и той же области.
При получении, в процессе сертификации, положительного результата, выдается документ, называемый сертификатом соответствия, который подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством.
Сертификация - основное средство в условиях рыночных отношений, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации.
Сертификация может быть обязательной, осуществляемой в законодательно регулируемой области экономики, и добровольной, осуществляемой в нерегулируемой сфере хозяйствования.
Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепления на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.
|
|
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию.
Улучшение качества продукции и услуг, гарантия безопасности их для потребителя является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики.
Основной функцией сертификации является защита человека, его имущества
и природной среды от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей и продавцов, создание условий для честной конкурентной борьбы.
Составными частями системы регулирования безопасности и качества товаров и услуг являются: система выдачи разрешений (лицензий) на право ведения предпринимательской деятельности, нормативы безопасности икачества, стандартизация, метрология, методы испытания изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов.
Важной функцией сертификации является, также, защита национального рынка от зарубежных недобросовестных конкурентов.
Вместе с тем, сертификация оказывает значительное влияние на расширение международного экономического сотрудничества.
Значительную роль в международной торговле играет ряд организаций, в том числе международные организации по стандартизации и сертификации. В частности, участники Всемирной Торговой Организации (ВТО), созданной на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), осуществляют специальные меры по гармонизации национальных стандартов и по процедурам сертификации, чтобы исключить препятствия для международной торговли.
Эффект от проведения сертификации продукции и услуг носит социально-экономический характер.
В социальной сфере сертификация обеспечивает защиту здоровья и жизни населения, является важным элементом системы охраны окружающей среды.
Экономическим результатом сертификации является более полное удовлетворение потребностей рядового покупателя, снижение издержек потребления или затрат на продукцию, увеличение сбыта и, как следствие, увеличение прибыли производителя и экономия расходов покупателя.
Законодательная база сертификации в России
Законодательная база сертификации в нашей стране начала закладываться в 80-х годах XX столетия, когда опыт, накопленный международными организациями в области разработки принципов и правил сертификации, стал использоваться в бывшем СССР.
Первым правовым нормативным актом в области сертификации в СССР, было Постановление Совета Министров от 18 сентября 1984 года № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения».
Главной задачей введения сертификации было совершенствование действующих в стране методов повышения качества выпускаемой продукции и развитие её экспортных возможностей.
22 мая 1991 г.Верховным Советом СССР был принят Закон «О защите прав потребителей», которым впервые в стране на законодательном уровне была введена обязательная сертификация продукции, товаров, работ и услуг, на которую в государственных стандартах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.
Однако, Закон СССР «О защите прав потребителей» не вступил в силу, так как в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.
Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации началось с активной доработки и последующего принятия Верховным Советом РФ 7 апреля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей».
10 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». В этом же году были приняты Законы РФ «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации». В совокупности, они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране.
|
|
Так в России сложилась законодательная и нормативная базы сертификации.
Вопросы сертификации в Законах РФ
Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливает:
- цели и действующие в РФ формы сертификации;
- правовые основы и порядок проведения обязательной и добровольной сертификации;
- ответственность, права и обязанности участников сертификации;
- задачи и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области сертификации;
- обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей);
- условия ввоза импортируемой продукции;
- положения о государственном контроле и надзоре по сертификации;
- порядок финансирования работ по сертификации;
- ответственность за нарушение положений Закона.
Закон РФ «О защите прав потребителей»:
- регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров;
- устанавливает права потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;
- гарантирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- обеспечивает просвещение, государственную и общественную защиту их интересов;
- определяет механизмы реализации этих прав.
Согласно положениям Закона, каждая единица или партия товара, реализуемая через розничную торговую сеть, должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявлять покупателю по его требованию.
Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещены.
Основными государственными органами, устанавливающими требования к товарам, выполняемым работам и услугам, и обеспечивающим контроль за их соблюдением, являются Госстандарт РФ, Госсанэпиднадзор, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие органы Госуправления.
|
|