Лекция 1,2

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется законом Российской Федерации. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой Российской Федерации, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т. д.).

В зависимости от характера предписания, содержащегося в финансовом акте, они делятся на финансово-плановые и разовые. Финансово-плановый акт закрепляет план, в соответствии с которым осуществляется аккумулирование и использование финансовых ресурсов государства, муниципального образования, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Разовый финансовый акт служит основанием однократного совершения действия, направленного на мобилизацию или расходование денежных средств.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся: а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; г) финансовые планы страховых организаций; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на сметно-бюджетном финансировании.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения – правовым актом министерства, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Под предметом финансового права принято понимать общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, т. е. в процессе функционирования публичных финансов.

Однако предмет финансового права составляют не все названные общественные отношения, а только те из них, которые направлены на реализацию функций государства и муниципальных образований и выполнение стоящих перед ними задач. Мобилизация и расходование финансовых ресурсов в названных направлениях составляют финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Отношения, складывающиеся в процессе создания распределения и использования фондов денежных средств хозяйствующих субъектов и населения финансовым правом не регулируются. Они, как правило, составляют предмет гражданского, трудового или иных отраслей частного права, либо вообще непосредственное правовое воздействие на них не оказывается.

Общественные отношения, составляющие предмет финансового права в зависимости от используемых методов финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует разделить на следующие виды:

· общественные отношения по мобилизации денежных ресурсов;

· общественные отношения по использованию денежных ресурсов;

· общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового контроля.

По содержанию рассматриваемые общественные отношения делятся на:

· бюджетные отношения;

· налоговые отношения;

· отношения по получению неналоговых доходов государства и муниципальных образований;

· отношения по государственному и муниципальному долгу;

· отношения по сметно-бюджетному финансированию;

· отношения по внебюджетному финансовому обеспечению деятельности государственных и муниципальных организаций;

· отношения по государственному и муниципальному кредиту;

· обязательное страхование;

· денежное обращение и расчеты;

· валютные отношения.

Сущность любой отрасли права выражается в ее принципах. Принципы финансового права – это основополагающие идеи, объективно обусловленные и закрепленные в его нормах, которые выражают сущность, содержание и особенности регулирующего воздействия на общественные отношения, составляющие предмет финансового права.

В принципах выражается отношении людей к праву в качестве социальной ценности. Поэтому в них концентрируется заинтересованность отдельных групп людей наделить свое право такими свойствами, которые в наибольшей степени могли бы удовлетворить их потребности. Не является исключением и финансовое право, представляющее собой самостоятельную отрасль российского права, которой присущи как общие черты, свойственные праву вообще, так и определенная специфика, отличающая лишь данную отрасль права.

Значение принципов российского финансового права заключается в том, что они:

Ø содействуют объединению норм и институтов финансового права в единую систему, позволяя в дополнение к предмету и методу правового регулирования индивидуализировать его как самостоятельную отрасль российского права;

Ø выражая наиболее важные начала финансового права, служат исходной точкой для толкования его норм, уясняя их смысл и значение;

Ø характеризуя основные черты российского финансового права, служат отправным положением при их сопоставлении с аналогичными правовыми образованиями иностранных государств.

Среди общих принципов финансового права следует выделить:

1.Принцип единства финансовой системы Российской Федерации. Единство финансовой системы является необходимым условием единства государства. Определяется же оно единством бюджетной, налоговой и денежной систем государства, а также недопущением установления таможенных границ внутри государства и недопустимостью создания иных преград свободному передвижению товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов между отдельными регионами[1].

2.Принцип гласности. Названный принцип реализуется через открытость движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, что достигается путем установления процедуры доведения до сведенья граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их исполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности государственных и муниципальных организаций, а также др. [2]

3.Принцип плановости в создании, распределении и использовании фондов денежных средств государства и муниципальных образований. В соответствии с этим принципом мобилизация и расходование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с принятым в установленном порядке финансово-плановым актом.

4.Принцип целенаправленного распределения и использования финансовых ресурсов. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим и состоит в том, что предоставленные субъектам финансового права денежные средства на определенные финансово-плановым актом цели не могут быть использованы в иных направлениях.

5.Принцип соблюдения финансовой дисциплины. Рассматриваемый принцип является одной из форм реализации общеправового принципа законности. Под финансовой дисциплиной же следует понимать обязательное для вех участников финансовых отношений подчинение установленному порядку и правилам в процессе осуществления деятельности по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

6.Принцип добровольности исполнения финансовых обязанностей. Руководствуясь указанным принципом и предполагая добросовестность субъектов финансового права, государство предоставляет им возможность исполнить возложенные на них обязанности самостоятельно, но при этом в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения государство оставляет за собой право в установленном законом порядке применить к правонарушителям меры государственного принуждения[3].

7.Принцип использования финансовых прав и исполнения обязанностей под контролем финансовых органов государства и муниципальных образований, а также кредитных организаций. Особенность финансовых отношений состоит в том, что неотъемлемым их участником является компетентный орган государственной власти или местного самоуправления, либо специально уполномоченная кредитная организация, которые если непосредственно и не принимает в данном правоотношении участия, то, по крайней мере, осуществляет контроль за ним[4]. Рассматриваемый принцип является выражением контрольной функции финансов.

8.Принцип неотвратимости ответственности за финансовое правонарушение. За нарушение финансовых прав и неисполнение соответствующих финансовых обязанностей компетентные органы применяют предусмотренные финансовым законодательством санкции[5]. Это стимулирует участников финансовых правоотношений к соблюдению требований финансовой дисциплины, способствует укреплению законности в сфере финансов и рациональному использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права, представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством в лице Российской Федерации и ее субъектов и муниципальными образованиями финансовой деятельности, состоящей в планомерном образовании денежных фондов, распределении и использовании их средств, необходимых для реализации функций российского государства и местного самоуправления, а также выполнения стоящих перед ними задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: