С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:
• подготовку новых рабочих;
• переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
• повышение квалификации.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
• выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
• определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
• правильный выбор форм и методов подготовки;
• выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
• изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной или групповой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса. Сроки такого обучения составляют 3-6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему (или другому специалисту) либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.
При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Переподготовка означает освоение рабочими новой профессии. Переподготовка рабочих осуществляется непосредственно на предприятии (если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение — увольнение с предприятия).
Управление процессом переподготовки работников предполагает:
• определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;
• выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;
• проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.
Формы и виды повышения квалификации персонала:
• систематическое самостоятельное обучение работника (самообучение) по индивидуальному плану за счет личных средств работника;
• включение работника в планы обучения, подготовки и повышения квалификации персонала за счет средств компании (краткосрочное обучение);
• повышение квалификации внутри компании; на других предприятиях;
• заочное обучение.
Факторы, определяющие потребность в обучении и повышении квалификации:
• планы подготовки кадрового резерва;
• проведение обязательной аттестации специалистов по отдельным направлениям в соответствии с действующим законодательством;
• предполагаемые изменения в штатном расписании;
• технологические изменения в производстве;
• поддержание требуемого профессионального уровня персонала;
• накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития компании.