Использование опросных листов или анкет является еще одним способом самооценки. Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро. Этот метод очень удобен для определения мнений сотрудников компании.
Метод может применяться одновременно с методом рабочей встречи, обеспечивая более сбалансированную оценку ситуации.
Что должен представлять собой опросный лист?
В ходе применения некоторых глубинных методов самооценки (таких, например, как метод рабочей встречи) некоторые компании используют для сбора данных простейшие опросники, предполагающие два варианта ответа — «да» или «нет». Образец такого опросника приводится ниже.
Допустимо ли использование более сложных анкет?
Некоторые компании для анализа своих сильных сторон, областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования, и для составления плана мероприятий по развитию бизнеса используют более сложные опросники. Такого рода опросники предполагают целый список альтернативных ответов.
|
|
Пример фрагмента такого опросного листа приведен ниже:
Кадровая политика | d | c | b | a |
Реализован ли в Вашей компании процесс, поддерживаемый сотрудниками, предполагающий систематическое оценивание их деятельности, а также повышение квалификации и служебный рост сотрудников? | ||||
Обеспечены ли эффективные взаимоотношения руководства с персоналом, считают ли сотрудники, что они достаточно информированы и что с их мнением считаются? |
Буквы D, C, B, A обозначают следующее:
D — нет абсолютно
C — да определенной степени
B — да в значительной степени
A — да полностью
Существует огромное количество разнообразных анкет. Они содержат исчерпывающий список вопросов, с помощью которых можно проанализировать реальное положение дел на предприятии. Анкеты могут быть взяты из известных изданий по экономике и менеджменту либо же разработаны внутри самой компании.
Каковы недостатки метода анкетирования?
Несмотря на многочисленные преимущества, метод обладает рядом недостатков, из числа которых можно обратить внимание на следующие:
· Увлечение использованием опросника может оказаться малоэффективным — какая степень подробности ответов обеспечивает обоснованный ответ?
· Не всякий сотрудник компании в состоянии правильно понять смысл вопросов.
· Метод требует аккуратного целенаправленного использования, поскольку его систематическое применение может повысить уровень запросов сотрудников.
· Анализ анкет позволяет понять, что думают люди, но не разъясняет, почему они придерживаются данной точки зрения.
· Не формируется список сильных сторон и областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования.
· Точность результатов зависит от качества задаваемых вопросов.