Лекция Фролкина П.П. Дофеодальная эпоха. Становление феодализма.
Развитие сельского хозяйства и начало выделения ремесла. Самой значительной группой племен, обитавших на бескрайних просторах территории СССР в начале нашей эры, были восточные славяне — предки русского, украинского и белорусского народов. Они занимали огромную территорию — от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге и от Дона, Оки и верхнего течения Волги на востоке до Днестра и Карпат на западе.
Главная отрасль хозяйства восточных славян земледелие была основана на использовании железных орудий труда (из. железа изготовлялись рабочие части земледельческих орудий—лемехи плугов, сошники, наконечники сох и т. д.). Применение этих орудий обусловило переход к более производительному пашенному земледелию и явилось настоящим переворотом в истории сельскохозяйственного производства: стало возможным обрабатывать новые значительные земельные площади при помощи тягловой силы, скота.
У восточных славян сложилось несколько систем пашенного земледелия: в лесостепной зоне по среднему течению Днепра и Днестра — переложная система земледелия, которая состояла в том, что земледелец, истощив в течение нескольких лет участок земли, забрасывал его, чтобы вернуться сюда через 20 —30 лет, когда восстановится плодородие почвы; в лесной зоне по верхнему течению Волги, по Оке, Волхову — подсечная (огневая), когда участки очищали от деревьев, а потом несколько лет подряд сеяли на них; после того как почва истощалась, переходили на новое место. Культивировались рожь, пшеница, ячмень, овес, бобы, просо, репа, лен и конопля; разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и коз.
|
|
В VI—VIII вв. у славян ремесло начинает отделяться от земледелия — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных изделий, гончары оседают в укрепленных местах— «градах» и «погостах», являющихся центрами небольших округ—будущих городов. Лишь из железа и стали древнерусские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Киевские металлурги в совершенстве владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали. Вместо сыродутного горна, известного еще в Х в., появляется более совершенная чугунолитейная домница. Растет специализация ремесла по районам, выделяется, в частности, к XII в. Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве. Овручский район на юго-западе стал знаменит изготовлением шиферных пряслиц- Находки римских и других монет и разных предметов свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие по Днепру и Днестру, имели хозяйственные связи с Западной Европой, Крымом, Кавказом.
|
|
Возникновение соседской общины. Общественная структура славянских племен приспосабливалась к господству пашенного земледелия. Происходит замена родовой общины соседской. На юге, в лесостепной зоне, соседская община ^ «вервь»—возникла еще в середине I тысячелетия н. э. В северных, лесных районах соседская община (она здесь называлась «мир») сменила родовую несколько позже— в VII—IX вв. И в «верви», и в «миру» земля первое время, оставаясь собственностью общины, периодически делилась на участки, которые передавались в пользование отдельным семьям. Луга, выгоны, леса, водные угодья использовались сообща всей общиной. Однако постепенно переделы пахотной земли прекращались и участки переходили в собственность отдельных семей,
В общине возникает социальное неравенство. Выделяется родоплеменная знать — «светлые князья», «лучшие мужи», опиравшиеся на военных дружинников («бояр»). В середине I тысячелетия родоплеменной знати принадлежали уже большие богатства и много рабов из числа военнопленных и обедневших членов общины. Однако рабство у славян носило больше домашний, патриархальный характер и не переросло в рабовладельческий способ производства. Классовое общество, складывавшееся у восточных славян в середине 1 тысячелетия, приобретало характер феодального, которое в то время утверждалось у большинства народов Европы.
Социально-экономическая природа древнерусского государства. Развитие феодального хозяйства сделало большой шаг вперед в IX—XII вв., в период существования древнерусского государства — Киевской Руси. Согласно археологическим и письменным памятникам, в VIII—IX вв. у восточных славян уже существовали территориальные княжества — «земли». Из них наиболее сильными стали Киевское княжество на юге и Новгородское на севере, которые в конце IX в. объединились под главенством Киева. Это и положило начало единому древнерусскому государству —„Киевской Руси, объединившей под своей властью все восточно-славянские земли и некоторые неславянские народы. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. Во главе ее стоял великий князь, опиравшийся на военную дружину. Из числа дружинников — бояр — назначались наместники и управители различных территорий и племен.
В период образования Киевской Руси феодальный строй еще не сложился окончательно. Большинство населения состояло из свободных крестьян-общинников — смердов. Свободные общинники принуждены были платить натурой или деньгами дань киевскому князю и выполнять в пользу государства различные повинности: строить дороги, содержать князя и его дружину во время их передвижения но стране и т. д. Кроме того, общинники должны были во время вой-иьт участвовать за свой счет в ополчении. Христианство, принятое на Руси в конце Х в., способствовало усилению государственной власти, освящало феодальный строй, стало его идеологической основой.
Киевская Русь сыграла в истории очень важную роль. Образование Киевского государства способствовало постепенному формированию единой древнерусской народности. которая явилась общим предком братских восточно-славянских народов — русского, украинского и белорусского. Древнерусское государство обеспечило дальнейшее развитие экономики и культуры ряда народов Восточной Европы.
Рост крупного землевладения и усиление феодального гнета. Уже первые киевские князья во время войн за подчинение Киеву всех славянских племен сосредоточили в своих руках крупный.земельный фонд. Для упрочения своей власти князья передавали часть захваченных земель в руки бояр (дружинников) в качестве вознаграждения за службу; значительные владения были розданы и местной знати — земским боярам, чтобы приблизить их к княжескому двору и тем ослабить местный сепаратизм.
|
|
Осевшие на землю дружинники князя и земские бояре составили в Киевской Руси класс феодалов. Феодалы стали постепенно ограничивать свободу крестьян, живших на пожалованных землях, а дань и повинности, которые смерды были обязаны выполнять в пользу князя, обращать в свою пользу, т. е. превращали эти государственные повинности в феодальную ренту. Феодалы также осваивали пустующие земли с помощью своих рабов (холопов) и зависимых крестьян.
Наряду с княжеским и боярским развивалось и церковное, монастырское землевладение. Земельные владения церкви созданы были за счет дарения князей и бояр, а также вымогательства и обмана. Уже в XII в. монастыри превратились в крупнейших землевладельцев. Киево-Печерскому монастырю, например, принадлежали целые волости и города. Изменения, происходившие в структуре древнерусского общества, нашли отражение в «Русской правде» — своде законов древнерусского государства.
«Русская правда» защищала классовые интересы феодалов, определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения. Это было выражено, в частности, в системе наказаний: за убийство боярина (княжеского дружинника) виновный платил штраф —виру — князю в размере 80 гривен, а за убийство раба (холопа) хозяину убитого возмещалась лишь «стоимость» последнего в размере 5 гривен.
Большое внимание в ^Русской правде» уделено защите феодальной собственности. За нарушение границ земельных владений, например, полагался большой штраф; виновного в поджоге вместе с семьей обращали в рабов.
«Русская правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. Экономическое принуждение состояловтом,что разорившийся в результате войны или стихийного бедствия смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу. В «Русской правде» это рядовичи, закупы. Рядовичами называли феодально зависимых людей, которые заключали договор (ряд) с феодалом и тем самым признавали свою зависимость от него. Если условием этого договора была денежная ссуда (купа) или другой вид помощи зерном, скотом, то такой рядович назывался закупом. Закуп считался временно зависимым от феодала, однако возвратить долг было нелегко, и поэтому временная зависимость обычно превращалась в постоянную: закуп становился крепостным. Наиболее распространенной разновидностью закупов были «ролейные» закупы, которые за ссуду работали на земле феодала и пользовались его инвентарем. Внеэкономическое принуждение состояло в установлении власти феодалов над целыми общинами и феодальной эксплуатации людей, попавших в рабство.
|
|
Как показывают «Повесть временных лет» и «Русская правда», в Киевской Руси было значительное число холопов — военнопленных, а также людей, продавших себя за долги, вступивших в брак с холопкой без заключения особого договора с ее господином и т. д. Феодалы нередко эксплуатировали рабов как крепостных крестьян, т.е. наделяли их участком земли и облагали феодальной рентой в виде барщины. оброка. По летописи, князья расселяли захваченных на войне рабов в своих землях; из этих рабов, ведущих самостоятельное хозяйство и обрабатывающих княжескую землю, создавались целые деревни.
Таким образом, бывшие свободные крестьяне и бывшие рабы постепенно сливались в один класс — феодально зависимого крестьянства. Однако этот процесс закончился позднее. В период Киевской Руси оставалось еще значительное число свободных смердов-общинников.
Феодальное землевладение в Киевской Руси сложилось в форме вотчины — владения, которое находилось в полной собственности феодала, передавалось по наследству, могло быть продано, подарено и т.д. Вотчина могла включать несколько сел. Центром вотчины был двор, где стояли господские хоромы, избы для челяди, разные хозяйственные службы—конюшни, хлевы, амбары. Кроме лошадей, крупного и мелкого скота, домашней птицы во дворе держали охотничьих собак и ловчих птиц — соколов и ястребов. Ко двору примыкали пашни, луга, леса, бортнические угодья. Княжеским вотчинным хозяйством управлял огнищанин (от слова «огнище»—хозяйство), ему подчинялись приказчики — тиуны — и сельские старосты. Непосредственными производителями были крепостные. В крупных, особенно княжеских, вотчинах было много холопов в качестве домашней прислуги.
Запашка феодала обрабатывалась при помощи отработочной ренты (барщины), а рента большинства зависимых крестьян состояла из натурального оброка.