Становление и развитие зарубежных школ управления качеством.
Современные модели управления качеством.
Советские модели управления качеством.
Становление и развитие школ управления качеством.
Лекция № 2
Тема: «Эволюция подходов к менеджменту качества»
Американская школа управления качеством (Вальтер Шухарт, Джозеф Джуран, Филипп Кросби, Эдвард Деминг, Арманд Фейгенбаум).
Японская школа управления качеством (Каору Исикава, Генити Тагути).
Российская школа управления качеством (В. В. Бойцов, А.В. Гличев, А.Я Боярский).
В СССР был накоплен значительный опыт в области системного управления качеством продукции и разработан целый ряд комплексных систем по управлению качеством.
БИП (Саратовская система бездефектного изготовления продукции), 1955 г. Цель системы — создание условий, обеспечивающих изготовление продукции без отступлений от технической документации. При сдаче контролеру ОТК учитывался процент продукции, сданной с первого предъявления, в зависимости от этого устанавливалось материальное и моральное поощрение работников. Система не универсальна, не учитывалось многообразие возможных отклонений и различная степень их влияния на качественные характеристики.
|
|
СБТ (Львовская система бездефектного труда), 50-е годы. Учитывала не только процент сдачи продукции с первого предъявления, но и ритмичность, культуру производства. Критерием оценки труда работников (производственников, представителей всех служб предприятия, отдельных исполнителей, коллектива в целом) был избран коэффициент качества труда.
КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первых изделий, Горьковская область), 1958 г. Сосредоточивала внимание на допроизводственных стадиях формирования качества — научных исследованиях, проектировании, создании опытных и серийных образцов продукции, технологической подготовке производства. Определяющими были показатели качества продукции.
НОРМ (Научная организация работ по увеличению моторесурса двигателей, Ярославский моторный завод), 1964 г. Системой был введен важный элемент — управление связями между проектировщиками и потребителями продукции (двигателей), за критерий качества принят ресурс до первого капитального ремонта.
КС УКП (Комплексная система управления качеством продукции, Львовская область), 1975 г. Цель системы — создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам с учетом последних достижений науки и техники. Получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, разработаны программы качества, введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации, проводилась совокупность технических, организационных, экономических, социальных мероприятий, регламентированных стандартами предприятия и непрерывных. Основана на стандартах предприятия, взаимодействии и дополнении вышеназванных систем. Входит в систему управления производством и имеет многоуровневую организацию: объединение—предприятие—отдел—цех-участок—бригада. Предусматривает работу групп качества, проведение еженедельных дней качества и т. д.
|
|
КСПЭП и КР (Комплексная система повышения эффективности производства и качества работ, Краснодар, Днепропетровск), 80-е годы. Предполагала управление качеством продукции и контроль эффективности производства.
СОТУ и КП (Система обеспечения технического уровня и качества продукции, Саратов), 80-е годы. Предусматривала сквозной механизм разработки, производства и потребления новой продукции на базе экономических отношений по ее качеству в рамках комплекса: поставщик—изготовитель—потребитель.
ЕСГУКП (Единая система государственного управления качеством продукции), 80-е годы. Система разработана и утверждена Госстандартом.
ТС УКП (Территориальные системы управления качеством), 80-е годы. Построена на использовании программно-целевого планирования в регионах страны, направленного на разработку региональных программ «Качество», в том числе в сельском хозяйстве.
Г осударственные стандарты серии 40 000, Международные стандарты ИСО 9000, 80—90 гг. Управление качеством осуществлялось на основе международного опыта.
Перечисленные системы управления качеством имели ряд положительных черт: они позволяли решать конкретные проблемы, обеспечивали достижение успеха в решении отдельных вопросов управления качеством, при их отработке и внедрении проводилась большая работа по совершенствованию производства, функциональных обязанностей служб и отделов. Однако большинство из них носило достаточно локальный характер, нередко они были ориентированы на конкретное предприятие. Вследствие этого системы отражали преимущественно интересы производителя и не охватывали всех вопросов производства и сбыта, не ориентировались в достаточной мере на потребителя продукции. Они не позволяли рассматривать вопросы управления качеством в комплексе, практически не были формализованы и приспособлены для использования в современных системах управления с применением новых технических средств и информационных технологий.
В то же время некоторые принципы названных систем весьма близки к концепции ИСО 9000, в частности к основным этапам «Петли качества»: от маркетинга до утилизации продукции. Можно сказать, что практически все этапы «Петли качества» присутствовали в модели КС УКП либо в виде стадий и этапов жизненного цикла товара, либо в виде функций управления качеством.
В социалистический период основными недостатками внедрения систем управления качеством являлись:
- отсутствие экономической заинтересованности в повышении качества продукции (недостатки планирования, ценообразования, стимулирования и др.);
- несовершенство инвестиционной политики в отношении качества продукции;
- монополизация выпуска продукции определенной номенклатуры отдельными предприятиями, отсутствие конкуренции и, как следствие, неоправданный диктат производителя;
- отсутствие экономической потребности и возможности для предприятий-изготовителей в выходе на мировой рынок и вступлении в связи с этим в конкурентную борьбу с ведущими производителями аналогичной продукции;
|
|
- недостаточное развитие исследовательской, экспериментальной и испытательной базы, отставание в использовании прогрессивных методов разработки изделий и передовых технологических процессов;
- слабое развитие и применение прогрессивных форм проведения работ по улучшению качества продукции, в том числе аттестации и рационализации рабочих мест, аттестации цехов, участков, бригад, уровня технологий и организации производства;
- недостатки материально-технического снабжения, дефицит, слабая связь с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, а также отсутствие входного контроля;
- отсутствие увязки технического перевооружения и повышения уровня организации производства с задачами повышения качества продукции;
- неудовлетворительное использование морального и материального стимулирования выпуска высококачественной продукции, сокращения сроков обновления выпускаемой продукции, экономии всех видов ресурсов;
- неполное использование «человеческого фактора», в том числе творческой активности трудовых коллективов;
- плохое обучение кадров, в том числе руководящих, по проблемам повышения качества продукции;
- отсутствие должного внимания со стороны руководителей предприятий и организаций к вопросам функционирования системы управления качеством продукции, оценки их эффективности и разработки мероприятий по ее повышению;
- несовершенство системы и методов контроля продукции, в том числе слабое использование современных методов статистического и неразрушающего контроля качества и т. д.
Однако и положительные моменты не были использованы в полной мере из-за формализма, отсутствия понимания, знаний, низкой культуры производства. Главное, не было экономической заинтересованности в повышении качества, хозяйственный механизм (несмотря на многочисленные декларации) ориентировался преимущественно на объемные показатели.