Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Порядок определения налоговой базы при совершении операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Согласно п. 2 ст. 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.

Строительно-монтажные работы могут выполняться только собственными силами (хозяйственный способ), только подрядными организациями (подрядный способ) и частично собственными силами, частично подрядными организациями (смешанный способ). Кроме того, при подрядном способе подрядчик может выполнять работы с использованием материалов заказчика на давальческой основе.

При выполнении работ чисто подрядным способом НДС к уплате не начисляется.

При выполнении работ смешанным способом НДС к уплате начисляется только на сумму фактических затрат на выполнение работ собственными силами организации. Это подтверждено решением ВАС РФ от 06.03.2007 № 15182/06.

Если при выполнении работ подрядным способом подрядчик использует материалы заказчика на давальческой основе, то заказчик не должен начислять НДС к уплате на стоимость указанных материалов. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 № 4445/08.

Объект налогообложения возникает не только при выполнении собственными силами строительно-монтажных работ, но и в отношении работ по монтажу оборудования (письмо Минфина России от 29.05.2007 № 03-07-11/142).

В случае, если монтаж оборудования осуществляется подрядными организациями, то указанная норма ст. 146 Кодекса не применяется.

Минфин считает, что объект налогообложения возникает у организации, выполняющей работы по строительству жилых домов, при отсутствии заказчика (письмо Минфина России от 23.09.2008 № 03-07-10/09).

Пунктом 1 ст. 161 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На налогового агента возлагается обязанность удержать НДС и при перечислении авансовых платежей иностранному юридическому лицу.

Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (см. разъяснение в письме Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).

В том случае если договор аренды заключен между арендодателем - балансодержателем государственного имущества, например государственным унитарным предприятием, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то уплата НДС производится балансодержателем (см. разъяснения в письмах Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147; 07.10. 2008 № 03-03-06/4/67; 26.08. 2008 № 03-07-11/284; 16.04. 2008 № 03-07-11/148.

В соответствии с п. 3 ст. 161 налоговым агентом по НДС является покупатель имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, а также муниципального имущества. При этом покупатели – физические лица, не являющиеся предпринимателями, налоговыми агентами не являются. НДС обязан уплатить балансодержатель.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества должников, признанных банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Согласно письму Минфина России от 20.02.2012 № 03-07-09/08 выставление счетов-фактур, в том числе корректировочных. Указанными налоговыми агентами нормами Кодекса не предусмотрено.

При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами (п. 5 ст. 161 Кодекса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: