Что такое управленческие решения?
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Чтобы организация могла эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив и является решением. Следовательно, принятие управленческого решения — это выбор из ряда возможностей одной, касающейся того, как и что планировать, организовать, мотивировать и контролировать.
Роль управленческого решения, с точки зрения эффективности деятельности предприятия, очень велика. Неправильное решение может пошатнуть положение фирмы и даже привести к ее разорению. Поскольку принятие управленческих решений — не только право, но и обязанность руководителя, на его плечи ложится огромная ответственность.
Управленческое решение немыслимо без проблемной ситуации. Именно проблемная ситуация создает необходимость принятия решения. Это не означает, что должна случиться какая-то катастрофа. Проблемная ситуация — это, в первую очередь, ситуация неопределенности, ситуация, в которой имеется несколько путей и не ясно, по какому из них следует идти. Понятно, что чрезвычайное происшествие, ставящее под угрозу деятельность предприятия, допускает несколько путей исправления ситуации. А потому руководитель должен выбрать самый лучший путь.
|
|
Управленческие решения принято подразделять на единоличные и коллективные.
1. Единоличные:
а) сугубо единоличные без совета с работниками,
б) единолично-консультативное, которое предполагает консультации с сотрудниками.
2. Коллективные:
а) принятые на основе консенсуса всех заинтересованных лиц,
б) принятые на основе компромисса всех заинтересованных лиц,
в) принятые путем голосования.
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающихся с формирования проблемы и заканчивающихся совершением действий, решающих эту проблему.
Процесс принятия рационального решения предполагает семь этапов:
1. Диагностика проблемы. На этом этапе следует выделить проблему и признать необходимость ее решения. Чтобы выявить причины возникновения проблемы, необходимо собрать и проанализировать всю имеющую отношение к ней внутреннюю и внешнюю информацию, провести анализ рынка, финансовых отчетов предприятия; не исключено также приглашение консультантов.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
Руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, то есть выработать рекомендации по оценке решений. Эти стандарты называют критериями принятия решений.
|
|
3. Определение альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решения, а также стандарты их оценки, руководители может начинать поиск альтернатив, то есть возможных направлений действия для решения проблемы. Желательно, чтобы было сформулировано как можно больше альтернатив. Многие из альтернативных решений известны из предыдущего опыта. В процессе поиска альтернатив имеет смысл обращаться за консультациями к сотрудникам, особенно к тем из них, которые имеют большой опыт работы.
4. Оценка альтернатив. После того как альтернативы выявлены, следует провести их оценку. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив. Для этого используются количественные, качественные или неосязаемые измерители.
5. Выбор альтернативы. Если оценка альтернатив была достаточно хорошей, это позволяет резко сузить рамки выбора. Если же проблема к тому же была правильно определена, а все возможные альтернативные решения тщательно взвешены, с опорой на качественные критерии оценены, то сделать выбор обычно оказывается сравнительно просто. В этом случае руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
6. Реализация. Этот процесс состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Все эти аспекты реализации очень важны, поскольку даже самое хорошее решение можно загубить, просто не воплотив его в жизнь.
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Руководитель должен избегать конфликтов, мотивировать сотрудников на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности. Необходимо составить план мероприятий, превращающий решения в реальность.
7. Обратная связь. На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется с помощью функций контроля.