Теория мотивации Маслоу

Теория А. Маслоу. Согласно теории А. Маслоу, поведение лично­сти обычно направляется потребностью, наиболее сильной в данный момент. Это заставляет людей действовать таким образом, чтобы удов­летворить потребность. Наиболее сильная потребность определяет по­ведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная по­требность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.

Вслед за А. Маслоу принято выделять пять уровней потребностей.

1. На первом уровне находятся физиологические потребности — потребности, удовлетворение которых является минимальным услови­ем выживания человека. К ним следует отнести потребность в питании, одежде и месте жительства. Если эти потребности не удовлетворены, то существование человека оказывается под угрозой. Естественно, что человек будет стремиться к их удовлетворению.

2. Однако рано или поздно эти потребности оказываются удовлет­воренными. И именно в этот момент у человека возникают другие потребности, потребности более высокого уровня.

Прежде всего, человек должен быть уверен в завтрашнем дне. Если у человека есть пища, одежда и место, в котором он живет, его начинает беспокоить вопрос о том, будет ли он иметь это в будущем, не потеряет ли он это спустя какое-то время.

3. Если человек уверен в завтрашнем дне, у него возникает новая потребность — потребность в контактах. Подавляющее большинство людей стремится к тому, чтобы на них обращали внимание, чтобы их принимали. Всем нам хочется общаться, знакомиться с новыми людь­ми. Кроме того, люди обычно стремятся принадлежать к группе, кото­рая придерживается аналогичных взглядов на жизнь, то есть иметь единомышленников. Эта потребность может иметь самые разные фор­мы и удовлетворяется множеством способов. Люди вступают в браки не только потому, что хотят иметь детей, но и потому, что им нужен близкий человек, который разделял бы их взгляды, который принимал бы их в любой ситуации. По той же причине люди заводят друзей, пишут книги, создают произведения искусства. Даже застенчивые или скрытные люди все равно нуждаются в контактах и получают их, хотя иногда и необычным образом. Человек, который полностью лишен об­щения, рано или поздно сходит с ума.

4. Если потребность в контактах удовлетворена, у человека возни­кает потребность в уважении и признании со стороны других людей. Человек стремится к тому, чтобы иметь много денег или быть красиво одетым, или иметь репутацию прекрасного специалиста, или просто считаться хорошим человеком, которого уважают за его доброту, спра­ведливость, ум. Все эти частные стремления направлены на то, чтобы получить признание и уважение среди других людей.

5. Наконец, если удовлетворена и эта потребность, у человека воз­никает самая высокая потребность — потребность в самореализации. Каждый из нас смертен, однако мы можем увековечить себя в том, что мы оставим после себя. Это могут быть дети, ученики, книги, произведе­ния искусства, просто предметы, которые сделаны нашими руками. Че­ловек, обладающий слухом, становится музыкантом; человек, который умеет руководить, — начальником. Однако в любом случае он стре­мится как можно полнее использовать то, что заложено в нем приро­дой, отдать людям то, что, возможно, не будет существовать вечно, но заставит людей помнить о нем с благодарностью. Самореализация личности предполагает наличие дела, в котором человек полностью проявляет себя.

Не следует думать, что, будучи удовлетворенной, потребность исче­зает. Да, она исчезает, но только на какое-то время. Можно даже сказать, что она исчезает для того, чтобы вернуться. Естественно, каж­дый из нас ел много раз в жизни, но голод все равно через какое-то время возникал.

Так же происходит и со всеми остальными потребностями. Могли ли вы заниматься чем-то, если вас мучил сильный голод? Естественно, нет. Точно так же вы не могли бы думать о личностной реализации, если бы вам грозило что-то страшное в ближайшем или отдаленном будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: