Теория ожиданий

Теория удовлетворения потребностей

Теории удовлетворенности работой

Теории удовлетворения потребностей

Существует много различных мнений относительно того, как и в ходе каких процессов определяется удовлетворенность работой.

Маккормик (1980) в качестве теорий факторов, определяющих удовлетворенность работой, приводит теорию сравнения, теорию средств, теорию общественного влияния, теорию справедливости и теорию двух факторов; Лоулер (Lawler, 1975) приводит теорию удовлетворения потребностей, теорию двух факторов, теорию ожиданий и теорию справедливости; Брофи (Brophy, 1959) различает теорию удовлетворения потребностей, теорию ролей, теорию я и теорию ожиданий, Зигель и Лейн (1987) выделяют теорию справедливости, теорию двух факторов, теорию различий результатов, теорию частичной удовлетворенности, теорию общественного влияния и теорию враждебных процессов. С другой стороны, по данной проблеме есть также мнение Тьерри и Купман-Ивема (Thierry, Koopman-Iwema, 1984), выделяющих теорию удовлетворения потребностей, теорию различия результатов, теорию мбтивации событий, теорию нормативных социальных групп и теорию модели частичной удовлетворенности.

Данная теория придает значение количественным параметрам результатов, получаемых индивидом в ходе работы, и утверждает, что эти количественные параметры приносят удовлетворение. Сюда относятся теории ШафферафЬагГег, 1953) и Маслоу (Maslow, 1952).

Портер и Лоулер, положив в основу своей теории тесную взаимосвязь между ожиданиями трудящихся в связи с их работой и выполнением ими этой работы, предложили следующую целостную модель мотивации.

Они выдвинули в качестве предпосылок мотивацию, удовлетворенность и выполнение задач в качестве отдельных, изолированных друг от друга

переменных, и непосредственно занялись взаимоотношениями между удовлетворенностью и выполнением задач как агентом, играющим центральную роль в познавательном процессе. 4.3. Теория сравнения Данная теория предполагает, что удовлетворенность работой представляет собой степень результатов опыта сравнения стандартов индивида и осознания индивидом того, насколько действительность соответствует данным индивидуальным стандартам.

Следовательно, величина удовлетворенности работой представляет собой функцию величины несоответствия между стандартами индивида и тем, что, как он полагает, он может получить от работы. В зависимости от того, что считается стандартом индивида, предлагались различные взгляды, согласно которым нормативы должны представлять собой потребности индивида (Морзе, 1953; Портер, 1962), ценности индивида (Локк, 1976), состояние осознания структуры нормативов индивидом (Смит, 1969), однако Маккормик (1980) утверждает, что нормативу больше соответствуют не потребности, а ценности или структура норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: