Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать.
Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние:
- на формирование конкурентной среды;
- внедрение новых технологий;
- освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя тем самым ассортимент потребительских товаров;
- рост занятости населения;
- стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.
Малые организации могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.
Возникновение и существование малых организаций возможно благодаря следующим условиям:
- региональной дифференциации рынка;
- необходимости специализированного ремесла;
- важности персонального обслуживания;
- удобству обслуживания;
- нерегулярности спроса;
|
|
- оперативности и гибкости структур и др.
Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он содействуют связям крупного бизнеса с потребителями; малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.
В соответствии с Законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства», под субъектами предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
- до 100 чел. — в промышленности и на транспорте;
- до 60 чел. - сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере;
- до 50 чел. - строительстве и оптовой торговле;
- до 30 чел. - розничной торговле и бытовом обслуживании населения;
-до 25 чел. - других отраслях непроизводственной сферы.
Малые организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 г. № 255 к субъектам малого предпринимательства относятся:
-индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
|
|
-микроорганизации — коммерческие организации со средней численностью работников за
календарный год до 15 чел. включительно, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- малые организации - коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Основными целями создания малых организаций являются:
- активизация структурной перестройки экономики;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- расширение конкуренции и др.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
- повышение общеобразовательного уровня людей;
- способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях, и др.
Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он участвует в установлении связей крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодно производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.
Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются:
- независимость действий;
- гибкость и мобильность при принятии оперативных решений;
- быстрое адаптирование к особенностям местных условий;
- шансы на быстрый материальный успех;
- совмещение нескольких профессий и др.
В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предприятиями:
- более высокий уровень риска;
- отсутствие навыков управления и некомпетентность руководителей;
- высокая зависимость от макрофакторов;
-сложности при поиске партнеров, инвесторов и т.д. Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей:
- сложность технического перевооружения и реконструкции;
- сложность в приобретении современного дорогостоящего оборудования;
- трудности с кадрами;
- слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и т.п.
Развитие малых предприятий оказывает значительное влияние:
- на формирование конкурентной среды;
- внедрение новых технологий;
- освоение новых рынков;
- рост занятости населения;
- защиту окружающей среды;
- стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.
К достоинствам малого бизнеса относят:
- сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;
- гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами;
- личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен дня изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
- возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться.
- небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;
-независимость действий, возможность быстро реализовать
свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера.
|
|
- мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов.
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства.
К недостаткам малого бизнеса также относят:
- большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе;
- длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;
- значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.;
- личные проблемы предпринимателей. Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это, в свою очередь, становится причиной появления дополнительных проблем личного характера.