Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района

ГЛАВА 15. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского эко­номического района.

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Территория района - 263 тыс. км2, население - около 8 млн. человек, средняя плотность населения - 32 человека на 1 км.2. Размещение населения нерав­номерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Киров­ской области до 74 человек на 1 км2 в Чуваши).

Национальный состав неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наи­более древнее население среднего Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III - IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии - 1,3 млн. человек (среди них 26 % русских); население Марий Эл - 0,8 млн. человек (русских -47 %); Мордовии - 0,9 млн. человек (доля русских - около 60 %).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70 %). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Нов­город с населением свыше 2 млн. человек.

Район расположен в центральной части европейской терри­тории России, в бассейне рек Волги и Вятки. Географическое по­ложение района на важнейших водных артериях и на пересече­нии железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, По­волжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Централь­ного экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Весь район расположен в лесной зоне, климат - умеренно-континентальный.

Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Име­ются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - так­же одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия, на ее берегах издавна селились люди и ве­ли свое хозяйство.

Район специализируется на машиностроении. Развита так­же химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принад­лежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судо­строению), а также неметаллоемкому машиностроению (прибо­ростроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупней­ших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Самые тяжелые последствия реформ в 90-е годы испытала отрасль специализации района - машиностроение. В структуре промышленного производства его доля сократилась. Очень за­метно снизилась доля легкой промышленности, но, как и во всех субъектах РФ, значительно выросла доля электроэнергетики.

В таблице 15.1 представлена динамика отраслевой структу­ры промышленности.

Район производит более 4 % ВВП, более 5% промышлен­ной и более 6% сельскохозяйственной продукции России. При этом общий уровень экономического развития Волго-Вятского района и всех субъектов РФ, входящих в его состав, ниже средне­го по России. Наиболее высок он лишь в Нижегородской области.

Перспективы подъема экономики данного региона, не имеющего сколько-нибудь значительных природных ресурсов, зависят от эффективного использования индустриального потен­циала (машиностроения и химической промышленности), благо­приятных условий развития сельского хозяйства и использования удобств в его транспортно-географическом положении. Важней­шей задачей является не только рост объемов производства, но, что особенно важно, повышение конкурентоспособности продук­ции наукоемкого машиностроения: авиакосмического, автомоби­лестроения, судостроения, электроники, а также продукции нау­коемких отраслей химической промышленности.

Машиностроение представлено автомобиле- и судострое­нием, производством двигателей, изделий радиотехники, прибо­ров, инструментов, оборудования для химической и деревообра­батывающей промышленности. В этой отрасли занято 50 % эко­номически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет фи­лиалы: автобусный завод (Павлово), завод автосамосвалов (Са­ранск).

Скоростные суда на подводных крыльях «река-море», реч­ные ледоколы производил ранее завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусенич­ные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпус­кают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть метал­ла поступает с Урала.

Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вы­рабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удоб­рения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефте­перерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из

Альметьевска).

Лесная промышленность базируется на собственных ре­сурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦКБ) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦКБ в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыс­лы - хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство -многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребно­сти района. Ведущее место принадлежит животноводству (ис­пользуются естественные луга и пастбища по долинам рек). Раз­водят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специали­зируется на производстве картофеля, а на юге района - на выра­щивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района работает на местных ресурсах - используют торф и гидроресур­сы. На р.Волга действует Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеет нефть и газ, поступающие из По­волжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнец­кого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, крупнейшие из которых размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию в восточные районы страны проходят важные железно­дорожные и автомобильные магистрали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: