ГЛАВА 15. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Территория района - 263 тыс. км2, население - около 8 млн. человек, средняя плотность населения - 32 человека на 1 км.2. Размещение населения неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чуваши).
Национальный состав неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III - IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.
|
|
Население Чувашии - 1,3 млн. человек (среди них 26 % русских); население Марий Эл - 0,8 млн. человек (русских -47 %); Мордовии - 0,9 млн. человек (доля русских - около 60 %).
Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70 %). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.
Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейне рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.
Весь район расположен в лесной зоне, климат - умеренно-континентальный.
Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия, на ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.
Район специализируется на машиностроении. Развита также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.
Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.
|
|
По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.
Самые тяжелые последствия реформ в 90-е годы испытала отрасль специализации района - машиностроение. В структуре промышленного производства его доля сократилась. Очень заметно снизилась доля легкой промышленности, но, как и во всех субъектах РФ, значительно выросла доля электроэнергетики.
В таблице 15.1 представлена динамика отраслевой структуры промышленности.
Район производит более 4 % ВВП, более 5% промышленной и более 6% сельскохозяйственной продукции России. При этом общий уровень экономического развития Волго-Вятского района и всех субъектов РФ, входящих в его состав, ниже среднего по России. Наиболее высок он лишь в Нижегородской области.
Перспективы подъема экономики данного региона, не имеющего сколько-нибудь значительных природных ресурсов, зависят от эффективного использования индустриального потенциала (машиностроения и химической промышленности), благоприятных условий развития сельского хозяйства и использования удобств в его транспортно-географическом положении. Важнейшей задачей является не только рост объемов производства, но, что особенно важно, повышение конкурентоспособности продукции наукоемкого машиностроения: авиакосмического, автомобилестроения, судостроения, электроники, а также продукции наукоемких отраслей химической промышленности.
Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 50 % экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлово), завод автосамосвалов (Саранск).
Скоростные суда на подводных крыльях «река-море», речные ледоколы производил ранее завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.
Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала.
Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из
Альметьевска).
Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦКБ) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦКБ в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.
Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов).
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство -многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района - на выращивании зерновых и технических культур.
|
|
Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района работает на местных ресурсах - используют торф и гидроресурсы. На р.Волга действует Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеет нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, крупнейшие из которых размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.
Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию в восточные районы страны проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали.