Цели и задачи бюджетно-налоговой системы региона, органы управления.
Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.
Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:
- создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
- содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
- развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
- выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.
Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.
|
|
Принципы формирования бюджетной системы региона. Концепция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования таких финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего экономического роста.
Бюджетная система региона включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды.
Консолидированный бюджет региона включает в себя непосредственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.
Консолидированный бюджет региона (применительно к области) формируется за счет следующих налогов и сборов:
- налога на прибыль (бюджет субъекта РФ);
- госпошлины за исключением госпошлины по делам, рассматриваемым в судах;
- НДС (кроме импорта);
- акциза на спирт, водку и ликеро-водочные изделия;
- прочих акцизов, за исключением акцизов на нефть, бензин, газ, автомобили;
- налога на имущество предприятий;
- налога на имущество физических лиц;
- подоходного налога с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих предпринимательский доход;
- подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями;
- транспортного налога;
- платы за пользование природными ресурсами;
- водный налог;
- налог НДПИ.
В структуре доходов консолидированного бюджета региона основное место занимает налог на прибыль (так, по Самарской области — 33,0%). Далее, по мере убывания, следуют: НДС, подоходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета составляют в его структуре менее 1/10.
|
|
В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (42,9%), на народное хозяйство и капвложения, причем большую часть в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.