Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки персонала
Факторы, влияющие на оценку персонала
Понятие, функции и система оценки персонала
Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
Она выступает своеобразным «сквозным» видом кадровой работы, так как сопутствует реализации каждой технологии работы с персоналом.
Оценка результатов труда конкретных должностных лиц различается своими задачами, значимостью, показателями,сложностью выявления результатов.
Деловая оценка персонала может проводиться по двум направлениям:
= оценка результатов труда за определенный промежуток времени;
= оценка компетентности работника, эффективности его трудового поведения.
Оценка труда персонала выполняет ряд функций и направлена на достижение соответственно трех целей: административной,информационной, мотивационной.
1. Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного (кадрового)решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу,направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала.
|
|
2. Информационная цель - получение работниками и руководителем объективной и достоверной информации о работе для совершенствования и принятия правильного решения.
3. Мотивационная -оценка сама по себе является важнейшим средством мотивации поведения людей.
На содержание и конечные результаты труда работников влияют различные факторы, которые обязательно должны учитываться при проведении оценки результатов труда разных категорий работников в конкретных условиях места и времени, так как повышают степень обоснованности,объективности и достоверности оценки.
Факторы | Содержание факторов |
Естественно- биологические | Пол Возраст Состояние здоровья Умственные способности Физические способности Климат Географическая среда Сезонность и др. |
Социально-экономические | Состояние экономики Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы Квалификация работников Мотивация труда Уровень жизни Уровень социальной защищенности и др. |
Технико-организационные | Характер решаемых задач. Сложность труда. Состояние организации производства и труда. Условия труда (санитарно-гигиенические, эстетические, эргономические и др.). Объем и качество получаемой информации. Уровень использования научно-технических достижений и др. |
Социально-психологические | Отношение к труду Психофизиологическое состояние работника Моральный климат в коллективе и др. |
Рыночные | Развитие многоукладной экономики Развитие предпринимательства Уровень и объем приватизации Конкуренция Самостоятельный выбор системы оплаты труда Либерализация цен Акционирование организаций Инфляция Банкротство Безработица и др. |
Исходя из целей оценки персонала, можно решить следующие задачи:
|
|
= оценить потенциал для продвижения и снизить риск выдвижения некомпетентных;
= определить затраты на обучение;
= поддерживать трудовую мотивацию;
= организовать обратную связь о качестве работы;
= разрабатывать программы развития персонала.
Основная задача оценки персонала состоит в том, чтобы обеспечить организацию необходимой точной и достоверной информацией о ее сотрудниках.
Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования. Она должна отвечать следующим требованиям:
≈ простоты — информация должна содержать столько данных (и только в том объеме), сколько необходимо в данном случае;
≈ наглядности — сведения должны быть представлены таким образом,чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословия. Для этого нужно использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
≈ однозначности — сведения не должны быть неясными, в их толковании следует следить за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
≈ сопоставимости — сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации,так и вне ее;
≈ преемственности — сведения о кадрах, подаваемые за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы предоставления;
≈ актуальности — сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т.е. предоставляться без опозданий.