Корпоративные конфликты чаще всего возникают в связи с переделом собственности и сфер влияния на рынках. В процессе конкурентной борьбы более эффективные предприятия вытесняют менее успешные, которые или уходят с рынка, или поглощаются более сильной компанией, которая таким образом увеличивает свои активы. Это нормальная практика рыночных отношений — они жесткие, но справедливые, если осуществляются в рамках законодательства, способствуют централизации и концентрации капитала. Государство лишь следит за тем, чтобы не монополизировались рынки. Предприятие, легитимным способом обеспечивающее перераспределение активов, выступает в роли рыночного «чистильщика».
Однако конкуренция бывает не только добросовестной, не всех устраивает достижение превосходства более эффективной работой, к которой нелегко быстро прийти. Появляется соблазн добиться нужных результатов кратким путем, демонстрацией силы связей с сильными мира сего, ложного лидерства. Внешне претензии потенциальных лидеров выглядят легитимно, формально законно, В действительности используется несовершенство, противоречивость законодательства в расчете на поддержку органов управления и лиц, так или иначе могущих влиять на конфликтную ситуацию в пользу одной стороны.
|
|
В данном случае ставка делается в основном тоже на поглощение, но не с помощью более эффективного производства по критериям цены и качества, а посредством юридических манипуляций с слабозащищенным в правовом отношении объектом, криминального, в том числе силового, захвата. Такое явление на рынке получило название рейдерства. Захват, как правило, осуществляется группой лиц, выступающих от имени какой-либо организации. Объектом захвата являются ключевые позиции в управлении другой организацией с целью изменения ее экономической политики или удаления с рынка как конкурента. В отличие от добросовестной конкуренции, рейдеры поглощают эффективные предприятия, т.е. демонстрирующие стабильный рост, доходность, социальную ответственность, законопослушность и т.д. Перспектива недружественного поглощения угрожает всякому успешно работающему предприятию, конкурентоспособному, имеющему квалифицированный менеджмент. Для рейдеров они становятся лакомыми кусками.
Захват осуществляется на основе создания незаконными методами формально законного правового поля. Представляются фальшивые документы. Налоговые и регистрационные органы на их основе выдают новые правоустанавливающие документы (по закону они не обязаны проверять подлинность первичных документов). Новый собственник с помощью наемной силы берет объект под свой контроль. Правоохранительные органы не вмешиваются, квалифицируя данную операцию как спор хозяйствующих субъектов. В конечном счете, незаконность захвата чужой собственности выявляется, но до той поры обычно проходит много времени, при этом сам процесс захвата может продолжаться годами.
|
|
«Черное»- рейдерство приобрело массовый характер. За пять лет (2000—2005 гг.) произошло около 5 тыс. незаконных поглощений, в 2005 г. захвачено 1900 компаний, стоимость которых составляет около 200 млрд руб. Но возбуждено лишь 346 уголовных дел. На федеральном уровне рассмотрено более 60 публичных корпоративных конфликтов, в основном в них включаются предприятия машиностроения — отрасли, которая развивается весьма медленно, рейдерство еще больше ее дезорганизует, подрывает репутацию страны в среде потенциальных инвесторов, в том числе иностранных.
Основной мишенью при захватах являются земля, недвижимость. Новые собственники меняют руководство, перепрофилируют производство, сокращая реальный сектор экономики.
Легче захватываются предприятия, где основным акционером является трудовой коллектив, чему способствует распыленность акций, отсутствие реального собственника и дивидендов, легкость, с которой акционеры расстаются со своими долями акций. Тем не менее, ключевую роль играет позиция представителей судебной власти.
Экономический терроризм становится возможным только благодаря покровительству отдельных чиновников и судей Арбитражного суда, необъяснимому с точки зрения нормальной логики, но укладывающемуся в формальные процедуры разрешения споров. Нет надобности объяснять, чем обусловливается избирательная заинтересованность.
Государство должно поставить заслон рейдерству. Только совершенствованием законодательства проблему не решить. Пока вольготно чувствуют себя коррупционеры в рядах чиновников и судей, усилия такого рода будут сводиться на нет. Тем не менее, действия рейдеров необходимо квалифицировать как пиратство XXI века, проявление организованной преступности.