Тема 4. Влияние на организацию и личность работника социальной политики государства

Важнейшим элементом внешней среды является государственное управление и регулирование деятельности организации. Имея свой бюджет, государство может оказывать существенное влияние на экономическую жизнь страны:

· регулировать расширенное воспроизводство, сокращая или повышая налоги;

· проводить протекционистскую политику в отношении отечественного производителя;

· влиять на создание новых рабочих мест;

· посредством субсидий поддерживать производство отдельных видов продукции;

· развивать целые отрасли:

· т.д.

Рычагами государственного управления НТП и другими аспектами хозяйственной жизни во многих развитых странах являются прямое бюджетное субсидирование, льготное целевое кредитование по линии специализированных государственных кредитных институтов, налоговые льготы и льготные формы амортизации, привилегии на инвестиции. Специально для реализации крупных проектов организуются государственные программы, разрабатываются специальные методы по их управлению.

Государственный субъект должен стремиться выдержать оптимальное соотношение между регулированием деятельности первичных хозяйственных звеньев (как фактором уменьшения неопределенности деятельности и, соответственно, стабилизация развития экономики) и свободной их деятельности (как гарантии самонастройки хозяйства на удовлетворение постоянно возникающих новых потребностей и насыщения рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией).

С ледовательно, государственное планирование необходимо рассматривать как неотъемлемую часть регулируемого рынка, что ни в коей степени не противоречит принципам его функционирования. Правда, оно существенным образом отличается от директивного планирования командно- административной системы и наполняется новым содержанием.

На более высоких уровнях управления планирование должно осуществятся в трех направлениях:

· необходимо жестко планировать деятельность тех подразделений, которые находятся в ведении того или иного органа управления (собственника), а также подвергать контролю расходование средств по конкретным программам развития;

· должны составляться прогнозы развития системы в целом, так как неопределенность деятельности в силу самостоятельности первичных производственных звеньев незначительна;

· в условиях трансформационной экономики должна изменится система показателей, по которым осуществляется планирование. К таким показателям, как прибыль, затраты на производство и др. должны быть добавлены показатели, характеризующие социальную направленность рыночных преобразований.

Усиление социальной направленности преобразований должно регулироваться органами государственной власти через систему показателей, которые служили бы своего рода индикаторами оценки деятельности управляющих структур различного уровня.

Усиление социальной направленности преобразований потребует формирования новой системы показателей, что повлечет за собой разработку новых форм, методик расчетов, новой статистической базы. Но главное, новые показатели должны будут отражать новую психологию мышления, новый уровень профессионализма руководителей, руководителей различных уровней управления, деятельность которых будет оцениваться обществом. Правительство РФ не может обходится без стратегической комплексной программы решения взаимоувязанных проблем социального развития. В ней должна быть определена динамика основных показателей, среди которых особое значение будут иметь следующие:

1. рост реальных доходов населения (в целом и по основным группам);

2. доля заработной платы и доходов предпринимателей в ВВП;

3. минимальная заработная плата;

4. прожиточный минимум;

5. продолжительность жизни людей в городах и на селе;

6. численность безработных;

7. численность трудоспособного и эффективно занятого населения;

8. показатели развития среднего и высшего образования;

9. показатели по социальному обеспечению многодетных граждан, лиц пенсионного возраста, детей, потерявших родителей.

По степени решения этих, а также других специфических для отдельных регионов социальных проблем следует оценивать эффективность работы органов управления – федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления.

Отдельные организации, функционируя в условиях социально – экономической среды, подвержены влиянию этой среды, но одновременно и сами оказывают значительное влияние на целую систему.

Важнейшее значение имеет смысл, или сущностная цель планирования социального развития, так как исходя из нее строится вся стратегия социальными процессами организации.

С приближение общества к новой – информационной – эпохе существенно возрастает роль ЛИЧНОСТИ во всех сферах жизнедеятельности. Личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а значит, и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе и на уровне организаций. Не случайно центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависят от развития целостной системы стимулов активизации человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: