Итоги ответов на вопрос о жизненных благах

Жизненные блага Надеются получить Реально пользуются
Удельный вес, % Ранг Удельный вес, % Ранг
Хорошие жилищные условия 65,8   29,7  
Высокая заработная плата 60,9   36,0  
Хорошие возможности для применения своих знаний 29,5   21,5  
Хорошая организация труда 42,5   13,2  
Нормальные санитарно-гигиенические условия 36,1   19,2  
Безопасная работа 24,4   22,6  
Возможность продвижения по службе 14,2 13-14 8,9  
Творческий труд 14,2 13-14 9,4  
Благоприятные условия досуга 27,5   14,3  
Возможность повышения образования 14,5   12,5  
Возможность устроить детей в детский сад, ясли 24,1   26,0  
Удобное время работы 26,5   36,3  
Хорошие отношения с товарищами 33,5   59,2  
Внимательное отношение администрации 40,3   27,0  

Приведенные данные показывают, что «жизненные блага», по­лученные от предприятия, играли существенную роль в условиях плановой экономики. Авторами были проведены социологические исследования с целью выявления, насколько сохранилась такая тенденция в современных условиях и какова значимость соци­альных факторов и мотивация труда работников организаций.

Исследования показали высокую значимость социальных фак­торов, влияющих на организационное поведение и профессиональ­ную деятельность работников. При этом среди социальных факто­ров первое место наряду с повышением и регулярностью выплат за­работной платы заняли улучшение условий труда и решение жилищных проблем.

Исследования показали, что готовность сменить работу по при­чине неудовлетворенности ею высказывают 2/3 респондентов (61,54%). Фактором, способным повлиять на смену работы, явля­ется и зарплата: респонденты готовы сменить работу, если при этом их заработок увеличится в 2,5 раза. Однако группа респондентов, не собирающихся переходить на другую работу, будут готовы к это­му, если их заработок увеличится в среднем в 2,8 раза. Напротив, респонденты, планирующие сменить работу, не станут этого делать, если на старом рабочем месте их зарплата увеличиться в 2,3 раза. Следовательно, кроме заинтересованности в зарплате существует другой фактор, который удерживает людей от смены работы, - как показали исследования, такую функцию выполняют всевозможные социальные льготы, предоставляемые предприятием своим работ­никам (табл. 11.3).

Льготы (по срочности их решения) разделены на две группы:

• удовлетворение насущных личных и бытовых потребностей в ближайшей перспективе (путевка для ребенка в дошкольное учреждение, возможность пользоваться средствами и продукцией предприятия, оплата питания, проезда и т.п.);

• удовлетворение долгосрочных потребностей (получение кварти­ры или помощь в ее приобретении, перспектива карьеры и вы­сокого заработка и т.п.).

Таблица 11.3

Социальные льготы, определяющие мотивы смены работы или «привязанности» к предприятию, %

Социальные льготы Доля респондентов, имеющих льготы на своих предприятиях   Доля респондентов, для которых социальные льготы служат мотивом смены места работы
Гарантии на получение квартиры 6,15 38,46
Льготы на проезд 8,46 37,69
Льготы на питание 23,08 34,62
Возможность пользоваться средствами предприятия (например, автотранспортом, оборудованием и т.д.) 17,69 34,62
Путевки в санаторий 20,00 33,85
Предоставление ссуды на строительство жилья, садового дома 3,08 30,77
Возможность приобретения продукции предприятия по льготной цене 33,85 29,23
Обучение детей за счет средств предприятия 28,46 28,46
Возможность пользоваться продукцией предприятия 17,69 26,92
Путевка для ребенка в дошкольное учреждение 30,00 23,80
Ведомственное жилье 6,15 12,31
Льготы по оплате детского сада и яслей 9,23 10,00

В целом, как показали исследования, у работников есть возмож­ность решать часть своих бытовых проблем за счет организации, в которой они работают. В то же время непредставление социальных льгот является серьезным мотивом для смены места работы. Веду­щим мотивом является отсутствие гарантии на получение квартиры; на втором месте несколько неожиданно оказались льготы на проезд (при дополнительном изучении этот факт был объяснен тем, что многие предприятия используют транспорт предприятия для доставки сотрудников на работу и с работы, что существенно эко­номит их личные средства; кроме этого, могут использоваться де­журные автомобили, которые развозят сотрудников по домам в слу­чае позднего окончания работы или вынужденной задержки).

В ходе исследования были установлены следующие явно выраженные корреляции:

1) «горжусь своей организацией - не думаю сменить работу»;

2) «разочарован своей организацией - желаю сменить работу».

Анализ данных показал, что установки «горжусь организацией» и «разочарован организацией» являются индикаторами соответ­ственно наличия или отсутствия определенного комплекса соци­альных льгот. Гордятся своей организацией те респонденты, кото­рые имеют льготы, удовлетворяющие насущные потребности (в первую очередь, возможность пользоваться средствами и продук­цией предприятия), и при этом имеют надежду на получение квар­тиры. Разочарованы те, кто не имеет этих льгот.

Совокупность социальных льгот, гарантий и социальных характеристик позволяет судить о социальной привлекательности предприятия, одним из индикаторов которой может служить показатель стабильности коллектива.

Примечательно, что проводившееся в 1989 г. социологическое иссле­дование руководителей 90 предприятий Красноярска и Лесосибирска выявило наличие у них достаточно четкого представления о факторах, влияющих на повышение социальной привлекательности предприятия. В частности, респонденты указали следующие факторых:

• повышение эффективности производства - 43,3%;

• рост заработной платы - 36,6%;

• улучшение условий труда - 81,1 %;

• развитие социальной инфраструктуры - 46,6%;

• создание в коллективе обстановки творческого труда - 33,3%.

Следовательно, возможность получения от организаций различ­ных льгот и социальных благ является ведущим стимулом для ра­ботника. Чем в большей степени будут зависеть мера потребления социальных благ работником от меры труда, тем с большей отда­чей он будет трудиться. Но источником удовлетворения социальных потребностей служит прибыль организации, что отрицательно ска­зывается на экономических интересах ее собственников. В то же время собственники должны понимать, что конкурентные преимущества продукции формируются силами работников, которые яв­ляются самым главным источником повышения эффективности производства и усиления позиций организации на рынке.

Организация рассматривается работником как объект, который может удовлетворить его потребности. Поэтому необходимо пересмот­реть подходы к формулированию стратегических задач. В этом смыс­ле должна измениться организационная культура и сама система пла­нирования; при формировании стратегических задач надо исходить из того, что первостепенное значение в современной организации име­ет человек со своими потребностями, стимулирование которых явля­ется основанием производительности. Поэтому удовлетворение по­требностей работника в организации есть средство увеличения про­изводительности, но это средство становится целью в масштабах региона и страны в целом, так как само производство товаров и ус­луг - инструмент удовлетворения потребностей человека.

В решении этой задачи заложено противоречие между интере­сами групп, ориентированных на прибыльность в ближайшей пер­спективе, и долгосрочными целями развития предприятия, в кото­рых заинтересованы его работники. Разрешение данной проблемы возможно только при участии государственных органов, органов ме­стного самоуправления или представителей трудового коллектива (профсоюзов). Соответственно требуются согласованный законода­тельный механизм распределения прибыли, позволяющий заинтере­совать и руководство предприятий, и акционеров в соотношении до­лей прибыли, направляемых в основной капитал и на социальное развитие коллектива, т.е. необходимо решить две основные задачи:

• как распределить прибыль;

• какими критериями руководствоваться при ее распределении.

При рассмотрении целевых установок (см. рис. 10.3) можно сгруппировать два направления социальных стратегий:

1) гуманизация труда: совершенствование форм и размера опла­ты труда, улучшение организации производства, создание благо­приятных условий труда и отдыха непосредственно на предприятии, что влечет за собой повышение эффективности производства. В этой группе социальных стратегий заинтересованными сторона­ми являются прежде всего работники организации, профсоюзы и органы государственной власти, что предписано им концепцией со­циального партнерства;

2) качество трудовой жизни: предоставление различных соци­альных льгот и развитие объектов социальной инфраструктуры и социальных программ. В этой группе социальных стратегий в боль­шей степени заинтересованы отдельные работники предприятия и местные органы власти.

Для выработки обоснованной социальной стратегии и проведе­ния дифференцированной налоговой политики со стороны нало­говых органов по отношению к предприятию всем заинтересован­ным субъектам необходима исходная информация для принятия ре­шений - точная оценка уровня социального развития организации.

Трансформационный период в российской экономике для боль­шинства организаций стал весьма сложным. Обусловлено это тем, что при создании новой экономической системы наблюдается на­рушение разнообразных связей и единого экономического про­странства, преобладает разобщение в реализации интересов обще­ственных групп, государство не обеспечивает социальной интегра­ции, отсутствует научно обоснованная концепция перехода субъектов хозяйствования к либеральной экономике. Все более очевидной становится необходимость налаживания между субъектами хозяйствования взаимодействия в решении общих и частных про­блем экономического и социального развития.

Несмотря на сложность ситуации, некоторые рентабельно рабо­тающие предприятия направляют значительные средства на реше­ние социальных вопросов. При этом они практикуют метод фор­мирования фонда социального развития (ФСР) или аналогичных фондов. Однако и на этих предприятиях формирование ФСР про­исходит в основном по «остаточному принципу», т.е. доминирует представление о второстепенности решения социальных вопросов, что недопустимо в современных условиях.

Источником сохранения баланса целей всех заинтересованных в существовании организации групп (главная задача управления организацией) является прибыль. В этом смысле максимизация прибыли рассматривается как цель деятельности организации, ко­торую можно достичь при наиболее эффективном использовании всех ее ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информа­ционных) и при максимальной заинтересованности всех субъектов. В таком случае основную цель деятельности организации выразим формулой:

где P- масса прибыли, млн руб.;

xn - составляющие потенциала организации.

Масса прибыли представляет собой сумму долей прибыли, направляемых на различные нужды организации:

Р= P1 + Р2 + Р3+ Р4,

где Р - прибыль, остающаяся в распоряжении организации и распределяемая по следующим направлениям:

1) между учредителями (дивиденды), P1;

2) в резервный фонд предприятия, Р2;

3) на накопление, Р3;

• строительство основных фондов;

• НИР;

• долгосрочные инвестиции;

• природоохранные мероприятия и т.д.;

4) на социальное развитие, Р4;

• заработная плата и денежное стимулирование персонала;

• обучение и повышение квалификации работников за счет средств организации;

• выплаты социального характера (за выслугу лет, материаль­ная помощь и т.д.);

• оказание материальной помощи;

• оплата путевок, лечение работников;

• ссуды на жилищное строительство;

• содержание детей в дошкольных учреждениях;

• оплата лечения работников;

• содержание или аренда спортивных сооружений;

• обучение детей работников за счет средств организации.

Рассмотрим пределы или пропорции распределения прибыли по этим направлениям.

Если принять за 100% всю прибыль, остающуюся у организации, тогда могут возникнуть частные случаи ее распределения (табл. 11.4).

Таблица 11.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: