В Республике Беларусь
В Республике Беларусь вопросы организации и деятельности местного управления и самоуправления регулируются в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление» (ст.ст.117 – 124), Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. (в редакции Закона от 16 мая 2001 г.), а также в ряде Указов Президента Республики Беларусь (в частности, Указе от 19 сентября 1995 г. «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления»).
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
В соответствии со ст.1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление – это форма организация и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Согласно ст.2 Закона, местное самоуправление в Республике Беларусь – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
В ст.ст. 117 - 124 Конституции, ст. 5 Закона закрепляются основные принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
К их числу относятся следующие положения:
1) народовластие, т. е. участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
2) защита прав и охраняемых законом интересов граждан;
3) взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
4) разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;
5) выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;
6) гласность и учет общественного мнения в деятельности органов местного управления и самоуправления;
7) сочетание местных и общегосударственных интересов.
Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Руководители местных исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответственен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
В городе Минске и областных центрах, где упразднены районные Советы депутатов, образованы местные администрации с правами органов местного управления.
В состав местной администрации входит глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители главы местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.
В соответствии со ст. 9 Закона исполнительный комитет на подведомственной территории имеет следующие полномочия:
1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
2) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведение аукционов;
3) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;
4) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;
5) решает в соответствии с законодательством вопросы землеустройства и землепользования;
6) решает в соответствии с законодательством вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;
7) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;
8) содействует развитию народных традиций и обычаев на соответствующей территории;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
4. Система и компетенция местных Советов депутатов
Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.
Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.
В Республике Беларусь устанавливается три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.
К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы депутатов;
к базовому уровню – городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов;
к областному – областные Советы депутатов (Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов).
В Республике Беларусь действует около 1700 Советов депутатов разных уровней, из них 1445 – сельских и поселковых Советов.
В Конституции (ст.121) и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.16) закрепляется сфера исключительных полномочий Советов депутатов. К таким полномочиям относятся:
1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;
2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;
3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение местных референдумов;
5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;
6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;
7) утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;
8) утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности;
9) образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, избрание и освобождение от обязанностей их председателей;
10) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;
11) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;
12) утверждение и изменение регламента Совета;
13) принятие решений о выпуске местных займов;
14) иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета.