Поскольку ценообразование прямо и непосредственно зависит от рыночной конъюнктуры, характеристика последней приобретает особое значение.
Показатели, по которым изучается и анализируется конъюнктура рынка, делятся на несколько групп:
Группа 1 - Данные о промышленном производстве
Группа 2 - Показатели внутреннего товарооборота
Группа 3 - Показатели внешней торговли
Группа 4 - Показатели, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере
Группа 5 - Один показатель - дефицит государственного бюджета
Группа 6 - Ценовые показатели
Группа 7 - Показатели деловой активности
Остановимся на каждой из групп показателей конъюнктуры рынка.
Группа 1 - данные о промышленном производстве.
Валовой внутренний продукт исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных расчетов и СНС ООН. Этот показатель применяется и в России.
Индекс физического объема промышленной продукции - основной показатель динамики выпуска промышленной продукции. Этот показатель дает представление о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует происходящие в экономике страны изменения. Показатель рассчитывается по результатам анализа динамики натуральных показателей производства продукции по твердо установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс. Индекс физического объема промышленной продукции исчисляется за длительный период времени цепным методом, т.е. перемножением индексов за отдельные периоды.
|
|
Использование производственных мощностей - данный показатель применяется только в США, аналогичного показателя в России нет. Это своего рода синтетический показатель, который определяется по результатам выборочных обследований и дает представление о том, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции. В США этот показатель рассчитывается только в отраслях обрабатывающей промышленности.
Индекс цен производителей (индекс Ласпейреса) характеризует динамику цен на товары производственного назначения без учета налогов, транспортных расходов, торговых наценок и рассчитывается выборочным методом по данным о товарах, производимых в рамках отдельной товарной группы. В каждой товарной группе выделяется товар-представитель, отслеживается изменение цен на него, и на основе этих материалов рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. Этот индекс используется и в России.
Расходы на капитальное строительство - показатель формируется по данным отчета о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. Этот показатель используется в США. В России такая информация не публикуются, но может быть получена, например, в процессе анализа сведений о вводе в действие жилья, объектов социально-культурного назначения и основных фондов.
|
|
Заказы на товары длительного пользования и прочие товары - определяется количество заказов, поступивших производителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Этот показатель характеризует покупательную способность населения. Объемы производства заказов определяются на основе 7%-ной выборки промышленных предприятий на базе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В России этот показатель не рассчитывается.
Уровень безработицы - данные о занятости населения и оплате труда показывают изменения объемов промышленного производства. Расширение производства сопровождается наймом работников; свертывание производства - их увольнением.
В экономически развитых странах данный показатель рассчитывается на основе методических разработок Международной организации труда (МОТ). Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу экономически активного населения; экономически активное население - общая численность занятых и безработных.
В России одновременно действуют три методики расчета этого показателя: методика МОТ на основе выборочного обследования, методика с использованием данных баланса трудовых ресурсов и данных регистрации безработных в службе занятости.