Т е к с т – это объединенная общим смыслом последовательность предложений, абзацев, разделов и т.д. При рассмотрении текста главное внимание обычно уделяют центральному его звену – сложному синтаксическому целому.
Сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) – это группа предложений, объединенных не только общим смыслом, но и цепной, параллельной или присоединительной связью.
Цепная связь раскрывает последовательное движение мысли в речи. Здесь существенным является понятие темы и ремы. Тема представляет собой в предложении начало движения мысли, то, что дальше будет каким-либо образом охарактеризовано. Тема – это «данное», что уже известно, рема же представляет собой развитие мысли, является тем «новым», что сообщается о теме. Такое движение мысли от известного к новому, неизвестному характеризует обычное, стандартное предложение.
Однако развитие информации, мысли от темы к реме на этом не кончается. Бывает, что рема в одном предложении становится темой в следующем, которая требует, в свою очередь, новой ремы, например: В городе открылась очередная выставка. На выставке были представлены работы молодых скульпторов.
|
|
Формально цепная связь может выражаться: 1) повтором конечного существительного, как в только что приведенных предложениях; 2) путем замены конечного существительного местоимением: В городе открылась очередная выставка. На ней были представлены работы молодых скульпторов; 3) заменой конечного существительного первого предложения его синонимом во втором предложении: В городе открылась очередная выставка. На вернисаже были представлены работы молодых скульпторов.
Параллельная связь представляет собой конструирование предложений по одному образцу, по одной модели. Эта связь также имеет формальные показатели: Наступила ночь. Подул ветер. Набежали тучи. Пошел дождь. Все эти предложения построены по образцу первого: глагол-сказуемое в форме прошедшего времени + подлежащее, выраженное существительным. Следовательно, параллельная связь предложений находит формальное выражениев том, что, во-первых, они строятся по одной модели; во-вторых, имеют сходный порядок слов; в-третьих, часть членов этих предложений грамматически оформлена одинаково.
Присоединительная связь отличается от цепной и параллельной тем, что предложения при этой связи обычно неоднотипны по структуре. В последнем предложении могут использоваться союзы типа притом, причем, к тому же, а потому: Современное искусство опустилось до роли наркоты, удовлетворяющей низменные потребности. Причем это относится не только к эстраде, но и к книгам, а тем более к кино.
|
|
7. Стилистические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства. Невладение умением употреблять языковые средства в соответствии с требованиями стиля приводит к стилистическим ошибкам, например: «Объявить благодарность кондукторше Ивановой»; «Руководство предприятия уцепилось за рационализаторское предложение»;«Воскресники положили начало благоустройству райцентра, однако в этом деле у нас еще работы непочатый край; «Уборку зерновых в области завалили, ссылаясь на плохие погодные условия»; «Хорошенькие речонки протекают по русской равнине»; «Некоторые делегаты тихонечко покинули зал заседаний»; «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита».
Бюрократизация всех форм жизни нашего общества в застойный период привела к тому, что в русском языке чрезмерно усилилось влияние официально-делового стиля. Элементы этого стиля, неоправданно употребляемые за его пределами, называются канцеляризмами. К ним принадлежат характерные слова и выражения (наличие, за неимением, во избежание, должный, вышеуказанный, в данный момент, отрезок времени, на сегодняшний день и под.), множество отглагольных существительных (взятие, раздутие, проживание, нахождение, изъятие, прогул, выгул, недокомплект и др.); отыменные предлоги (в деле, в части, в целях, по линии, за счет и т. д.). Формулировки, изобилующие канцеляризмами и речевыми штампами, помогали уходить от прямого разговора на острые темы, называть вещи своими именами: Отмечались отдельные недостатки в деле развития общественного животноводства; Отрицательная сторона в деле деятельности предприятия заключается в случаях выпуска бракованных изделий.
Канцеляризмы проникают не только в книжную, но и в разговорную речь, в которой можно отметить порой нелепые сочетания стилистически несовместимых слов: [в обращении к ребенку] По какому вопросу плачешь? (пример К. И. Чуковского); [в бытовой обстановке] При наличии жены я не стану мыть посуду! Абсурдность насыщения разговорной речи канцеляризмами становится очевидной, когда мы встречаемся с их пародийным употреблением: «Представим себе, что муж за обедом спрашивает жену, чем она сегодня занималась. В ответ он слышит: В первую половину дня я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров...» (пример В. Г. Костомарова).
Стилистические нормы запрещают также использование в книжном стиле слов со сниженной стилистической окраской: проворонить, болтун, брехня, бабка, тетка и т.п.
8. Орфографические нормы – это система научно обоснованные и утвержденные государством правила написания слов.
Обычно в эту систему включают: 1) правила написания гласных и согласных в корне слова и других его частях, букв ъ и ь; 2) раздельные, слитные и дефисные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов с одной строки на другую.
Системы норм орфографии обязан придерживаться каждый пишущий.
9. Пунктуационные нормы - правила постановки знаков препинания на письме в соответствии с логической структурой мысли.
К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания (точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек) с целью членения письменной речи на те или иные отрезки для лучшего их понимания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «литературная норма».
2. Перечислите все типы (виды) литературных норм.
|
|
3. Какое произношение характерно для литературного языка?
4. Расскажите об особенностях русского ударения.
5. Что определяют лексические нормы?
6. Какие лексико-фразеологические ошибки часто допускаются в речевой практике?
7. В чём заключаются нормы морфологические (грамматические)?
8. Что регулируют словообразовательные нормы?
9. Какие правила диктуют нормы синтаксические?
10. Расскажите о видах синтаксической связи предложений в тексте.
11. Почему необходимо соблюдать стилистические нормы?
12. Расскажите о канцеляризмах.
13. Чем отличаются нормы правописания от норм произношения?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Из истории русского правописания.
2. Необходимость новой редакции правил правописания.
3. Пресса и орфография.