Тезисы
Общая характеристика бизнеса, коммерции и предпринимательства. Виды предпринимательства
XI. ЛЕКЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ В ЛЕКЦИЯХ, СИТУАЦИЯХ, ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Редактор О.Н. Ряховская Корректор Я-А. Саморезова Оригинал-макет подготовила ТЛ. Самохина
Изд. № 1043. Сдано в набор 29.10.96. Подписано в печать 6.05.97. Формат 60х90/16. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Уч.-изд. л. 19,2. Усл.печ-л. 18,0. Тираж 7000 экз.
Издательство УРА О Москва, Б. Полянка, 58
Отпечатано с оригинал-макета в Московской типографии «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6. Заказ № 1745
Издательство УРАО готовит к выпуску в III квартале 1997 года книгу "Психологическая диагностика", написанную коллективом авторов под редакцией К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.
Сущность бизнеса, коммерции и предпринимательства. Функции бизнеса. Классификация бизнеса (предпринимательства). Виды предпринимательской деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
|
|
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность, бизнес и коммерция.
Предпринимательская деятельность — организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Она имманентна товарному производству и рынку. Основными условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:
· относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;
· наличие рыночного пространства;
· развитые товарно-денежные отношения.
Что же такое бизнес? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но ведь люди могут удовлетворять свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).
Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в силу:
· ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;
· ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;
· ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.
Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности по-другому — через создание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так появляется бизнес-деятельность. Смысл бизнес-деятельности можно представить в виде схемы.
|
|
При этом, естественно, сам процесс бизнес-деятельности (от снабжения до реализации продукции) гораздо сложнее, однако, смысл бизнеса от этого не меняется.
Итак, бизнес (или бизнес-деятельность) представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.
Между понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность» можно поставить знак равенства, имея в виду, что первый термин — иностранного происхождения, а второй — русского. Вместе с тем, термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес-деятельности. Например, совместное предпринимательство, рисковое (венчурное) предпринимательство. Все это подразумевает новое качество как самой деятельности, так и ее результатов. Но, несмотря на инновационную особенность предпринимательской деятельности, ее смысл и цели совпадают с обычной бизнес-деятельностью.
Исходя из приведенной выше схемы, можно определить и сущность термина «коммерческая деятельность», или просто «коммерция», которые часто употребляются наравне с понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность».
Коммерческую деятельность можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле слова коммерческая деятельность — это одна из форм бизнес-деятельности (наряду с промышленным или банковским бизнесом), связанная со сферой непосредственной реализации продукции, со сферой торговли.
В узком смысле слова коммерческая деятельность — это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок (каждая фирма имеет свой коммерческий отдел).
Из определения сущности бизнес-деятельности легко вывести следующие основные условия ее существования и развития:
· собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать или передавать права собственности на экономические блага;
· частная автономия (или относительная обособленность) хозяйствующих субъектов, предполагающая свободу хозяйственной деятельности, договоров, объединений, профессионального и потребительского выбора;
· развитые формы обмена, т.е. наличие товарно-денежных отношений, в том числе свободная купля-продажа труда.
Таким образом, бизнес-деятельность в ее классическом виде порождена рыночной системой хозяйства, являясь одновременно ее основным звеном. Бизнес и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
В связи с этим логично добавить еще один тезис: в процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая организация бизнес-деятельности вместе с изменением условий ее существования.
Во-первых, с усилением экономической роли государства и общественных организаций видоизменяется характер социального заказа. Государство становится не только одним из заказчиков (наряду с индивидуальными потребителями и другими фирмами), но и регулятором, контролером бизнес-деятельности.
Во-вторых, с развитием кредитно-финансовой системы бизнес-деятельность все больше зависит от возможностей привлечения и использования заемных средств. Банковская сфера не только становится особым объектом бизнес-деятельности, но и пронизывает все остальные формы предпринимательства.
Отсюда, очевидно, следует, что бизнес-деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной плановой системы — предприятия в такой экономике занимаются хозяйственной деятельностью, но не бизнесом.
|
|
В-третьих, изменяются отношения собственности в процессе организации бизнес-деятельности. В результате отделения управления от собственности непосредственным субъектом бизнес-деятельности становится профессиональный управляющий — менеджер. Общую координирующую функцию при этом продолжает выполнять собственник (собственники) капитала.
Таким образом, бизнес-деятельность представляет собой систему отношений между непосредственными организаторами производства и теми лицами, организациями и структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среду бизнес-деятельности.
Внутренняя среда бизнес-деятельности складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками. Внешняя среда характеризуется взаимодействием организаторов бизнес-деятельности с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. При этом каждый вовлеченный в систему деловых отношений контрагент имеет свои собственные интересы, суть которых отражена в табл. 1.1.
Табл. 1.1. Интересы участников бизнес-деятельности
Участники бизнес-деятельности | Интересы |
1. Внутренняя среда | |
1. Собственник(и) капитала | Сохранение и умножение капитала. Получение постоянных и устойчивых доходов. Право принимать окончательные решения |
2. Менеджеры | Получение прибыли и развитие фирмы. Собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть) |
3. Наемные работники | Высокая заработная плата. Надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности |
2. Внешняя среда | |
1. Государство и общественность | Создание рабочих мест, социальный мир. Конкурентоспособность на мировом рынке. Получение налоговых доходов. Стабильность цен. Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер. Защита окружающей среды и интересов потребителя |
2. Поставщики | Высокие доходы и низкие расходы. Стабильность договорных связей |
3 Кредиторы | Высокие проценты. Гарантированность возврата кредита. Возможность влияния на фирмы |
4 Потребители | Широкий выбор, высокое качество, низкие цены. Высокий уровень сервисных услуг |
Очевидно, что такое многообразие интересов очень трудно, а подчас и невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех бизнес-деятельности зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.
|
|
Основной структурной единицей, субъектом бизнес-деятельности является фирма (предприятие).