Исходные данные для планирования и оценки эффективности инвестиционного проекта

Объем исходной информации для планирования и оценки эффективности ИП зависит от стадии проектирования.

На всех стадиях исходные сведения должны включать цель проекта; характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг); условия начала и завершения проекта; продолжительность рабочего периода; сведения об экономическом окружении.

На стадии инвестиционного предложения необходимо иметь информацию о продолжительности строительства; объеме капиталовложений; выручке по годам реализации; производственных издержках. Эти данные должны быть представлены в текущих ценах. Определяются они экспертно или по аналогам.

На стадии обоснования инвестиций, предшествующего ТЭО сведения должны включать (с приведением обоснования посредством расчетов) объем инвестиций с распределением во времени и по технологической структуре (СМР, оборудование, земля и т.п.); объем выручки от реализации с распределением во времени, видам продукции и рынкам сбыта (внутренний и зарубежный); сведения о производственных издержках с распределением во времени и видам затрат.

На стадии ТЭО (или обоснования инвестиций, непосредственно предшествующих разработке рабочих чертежей) должна быть представлена в полном объеме вся исходная информация.

При оценке эффективности инвестиций для отдельных участников необходима дополнительная информация о составе и функциях этих участников, об их производственном потенциале и финансовом состоянии. Производственный потенциал определяется его величиной по производственной мощности в натуральном и стоимостном выражении по видам продукции, составом и износом основного технологического оборудования, зданий и сооружений, наличием профессионально-квалифицированной структурой персонала, наличием НМА (патентов, лицензий, ноу-хау). Финансовое состояние отражается в его бухгалтерской и статистической отчетности и характеризуется системой показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности. Информация об участниках должна включать описание основных элементов организационно-экономического механизма реализации проекта, поскольку затраты и результаты участников зависят от характера взаимоотношений между ними.

При оценке эффективности общественно значимых проектов в проектных материалах рекомендуется приводить дополнительную информацию о количественном или качественном эффекте от реализации проекта для народного хозяйства страны:

- об изменении доходности существующих производств за счет появления новой продукции, новых материалов, нового оборудования или технологии;

- о возможности создания новых производств, связанных с производством предлагаемого в проекте продукта;

- об изменениях в области экологии;

- об эффектах в социальной сфере и пр.

В расчетах эффективности рекомендуется учитывать также влияние реализации проекта на деятельность сторонних предприятий и населения:

- изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, земельных участков и др.), обусловленное реализацией проекта;

- снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное увеличением предложения этих товаров при реализации проекта или организаций производства товаров, заменяющих ввозимые товары;

- влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ услуг) сторонними предприятиями, в частности за счет развития социальной инфраструктуры в пунктах создания новых предприятий;

- воздействие осуществления проекта на здоровье населения (например, экологические проекты или производства более экологически чистой продукции);

- экономию времени населения на коммуникации, обусловленную реализацией проекта в области транспорта и связи и т.п.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с заметным уровнем безработицы, рекомендуется учитывать экономию бюджетных средств на создание эквивалентного количества рабочих мест.

При наличии методических документов по стоимостной оценке влияния указанных факторов в расчетах эффективности отражаются соответствующие денежные потоки:

- изменения доходов и расходов сторонних организаций и населения, бюджета;

- стоимостная оценка экологических, социальных и иных последствий проекта для населения и общества в целом.

Допускается также экспертная оценка. Источником информации могут служить перспективные планы органов государственного управления в области экономической политики и результаты специальных исследований о перспективах использования в народном хозяйстве продукции (услуг), производство которых предусмотрено проектом, о средней заработной плате и уровне занятости в период составления проекта и в перспективе.

Исходные данные для расчетов денежных потоков:

1. Общие сведения о проекте (характер проектируемого производства, состав производимой продукции (работ, услуг); сведения о размещении производства; информация об особенностях технологических процессов, о характере потребляемых ресурсов, о системе реализации производимой продукции).

2. Основные календарные характеристики (Определяется продолжительность прединвестиционной и инвестиционной фаз, продолжительность срока эксплуатации основного оборудования, который может быть использован в качестве ограничения продолжительности проекта. Начало обычно определяют в задании, например, на дату начала вложения средств (ресурсов) или проектно-изыскательные работы. Момент прекращения реализации проекта может определяться следующими факторами:

- исчерпывание ресурсов (сырьевых запасов);

- прекращение производства в связи с изменением требований (норм, стандартов) к производимой продукции, технологии производства или условиям труда на этом этапе производства;

- прекращение потребности рынка в продукции в связи с ее моральным устареванием или потерей конкурентоспособности;

- износа основной (определяющей) части производственных фондов;

- другие причины, установленные в задании на разработку.

3. Интервал планирования (Расчетный период разбивается на шаги. При этом следует учитывать:

- цель расчета (оценка различных видов эффективности, мониторинг с целью осуществления финансового управления);

- продолжительность различных фаз ЖЦ проекта;

- неравномерность денежных поступлений и затрат (в т.ч. сезонность производства);

- периодичность финансирования (желательно совпадение получения и возврата кредитов с началом или концом);

- оценку степени неопределенности и рисков и их влияние;

- условия финансирования (совмещение моментов притока и оттока с началом и концом периодов);

- обозримость выходных таблиц;

- изменение цен в течении шага расчета вследствие инфляции и других причин (колебание цен не д.б. более 5-10%). Отрезки времени при высоких темпах инфляции рекомендуется делить на более мелкие шаги.

Шаги расчет определяются номерами (от 0 до N). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от базового момента (t=0).

4. Масштаб цен, в котором будет осуществляться расчет. (Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах.

Текущие цены – цены, заложенные в проекте без учета инфляции. Другие названия – постоянные или фиксированные. Термин соответствует СНиП. Совсем необязательно являются неизменными. Их изменение может быть предусмотрено проектом независимо от инфляции, например, в результате изменения качества выпускаемой продукции, влияния сезонных факторов, изменения маркетинговой стратегии и т.п.

Прогнозные цены – ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.

Дефлированные цены – прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.

ДП могут выражаться различными валютами, при этом рекомендуется учитывать в родной валюте, а затем приводить к единой и дефлировать, используя базисный индекс инфляции, соответствующий этой валюте.

5. Экономическое окружение проекта:

5.1. Прогнозная оценка общего индекса инфляции и прогноз абсолютного и относительного по отношению к общему индексу инфляции изменения цен на отдельные продукты (работы, услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта. Источником указанной информации являются перспективные планы и прогнозы органов государственного управления в области экономической политики и финансов; анализ тенденций изменения цен и валютного курса; анализ цен на продукты (работы, услуги) и ресурсы в России и в мире.

5.2. Обменный курс валюты; прогноз изменения обменного курса валюты или индексы внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта.

5.3. Налоговое окружение. (Информация должна включать полный перечень налогов, сборов, акцизов, пошлин и иных аналогичных платежей. При этом особое внимание уделять налогам, регулируемым региональным законодательством (налоги субъектов Федерации и местные налоги). По каждому виду налогов необходимо привести следующие сведения:

- база налогообложения (что облагается),

- ставка налога,

- куда относится налог (т.е. из каких сумм выплачивается – финансовые результаты, выручка, себестоимость, прибыль до налогообложения или налогооблагаемая прибыль и т.п.);

- сроки уплаты (периодичность выплат);

- льготы (в частности, относящейся к предприятиям-участникам проекта); распределение налоговых платежей между бюджетами различных уровней. В случае если имеют место налоговые льготы, необходимо полностью их описать и указать документ в соответствии с которым они определяются.

В зависимости от способов отражения в балансе предприятия и в плане денежных потоков налоги делятся на следующие группы: 1) налоги, включаемые в цену продукции (НДС, акцизы, пошлины, на реализацию ГСМ); 2) налоги, относимые на себестоимость продукции (в т.ч. платежи за пользования недрами, земельный налог, налог на пользователей автодорог и др.); 3) налоги, относимые на финансовые результаты, т.е. уменьшающие базу для налогообложения прибыли (в т.ч. налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда и объектов соц. культ. Сферы и др.); 4) налог на прибыль (в т.ч. налог на прибыль от реализации продукции, налог на доходы по депозитам, процентам, дивидендам по акциям, на доходы от долевого участия в совместных предприятиях и др.); 5) налоги, уплачиваемые с чистой прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (в т.ч. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли и т.д.). В расчете бюджетной и региональной эффективности учитывается распределение налогов по бюджетам различных уровней и суммы налогов, поступающих от проекта в бюджеты всех уровней за весь срок проекта.).

6. План производства и реализации (объем производства и реализации продукции по шагам, график освоения проектной мощности в натуральном и стоимостном выражении, план реализации с учетом графика освоения проектной мощности и прогнозными оценками спроса. Здесь необходимо учитывать все виды товарной продукции, а также прочие виды доходов (реализация прочего имущества и внереализационные операции). При этом учет необходимо вести раздельно по видам продукции и направлениям деятельности. Выручку необходимо представлять с выделением НДС и других налогов и сборов, включенных в цену продукции. При определении прибыли от реализации продукции необходимо учитывать, что она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной, а не произведенной продукции.)

7. Цены реализации продукции (при этом учитывать все возможные колебания, зависимость цен от различных факторов, влияние реализации проекта на общий объем предложения данной продукции и средний уровень цен. Источники информации – предпроектные и проектные материалы, исследования зарубежного и российского рынков).

8. Инвестиционные затраты (по каждой составляющей указывается стоимость приобретаемых активов или проводимых работ, график проведения работ и ввода в действие активов, срок службы и нормы амортизации активов, а также данные для определения прироста оборотного капитала)

Изменение оборотного капитала:

∆ОКt = ОК(t-1) + ТА (t) – ТП(t)

Текущие активы:

1) по запасам материалов – покрытие потребности (периодичность поставки) и страховой запас (в днях);

2) по НЗП – цикл производства (в днях);

3) по готовой продукции – срок хранения или периодичность отгрузки (в днях);

4) по кредитам покупателям (счета к получению) – долю кредитов в выручке (в %), средний срок кредита (отсрочки платежа) в днях;

5) по авансам поставщикам – долю авансов в прямых материальных затратах (в %) и средний срок авансового платежа в днях;

6) по резерву денежных средств – срок покрытия потребности в днях;

7) НДС уплаченный в рассматриваемом интервале, который определяется на основе данных по НДС к полным производственным затратам, поступающим активам и оборотным активам.

Текущие пассивы:

1) по кредитам поставщиков (счетам к оплате) – отсрочку платежей (в днях);

2) по авансам покупателей – долю авансов в выручке (в %) и средний срок авансов;

3) по расчетам с персоналом – частота выплаты з/п.

9. Затраты на производство и реализацию (подробно по составляющим: прямые материальные по статьям расходов, на рабочую силу по категориям работников, накладные расходы (общехозяйственные, административные, сбытовые, прочие). Все показатели необходимо представлять с выделением НДС и других налогов и сборов, включенных в цену ресурсов.

Затраты на производство продукции (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию и т.п.) могут рассчитываться следующими способами: 1) исходя из производственной программы, технологических норм расхода основных ресурсов на единицу каждого вида продукции и цен этих ресурсов.

Затраты на остальные (вспомогательные) материальные ресурсы принимаются определенным процентом от расхода основных ресурсов или на основании нормативов, принятых на предприятии для данного производства (технологии); 2) на основании данных аналогичных предприятий по затратам на единицу производимой продукции.

Затраты на ремонт основных фондов рассчитываются двумя способами: 1) на основании анализа данных предыдущих лет (по аналогичным фондам); 2) в процентах от балансовой стоимости этих фондов. Эта величина не должна быть фиксированной, поскольку по мере физического износа затраты на ремонт возрастают. Например, по технологическому оборудованию к концу амортизационного срока службы годовые затраты на ремонт увеличиваются на 40-60%, по автотранспорту на 1000 км пробега к концу каждого межремонтного пробега – на 60%. Затраты на первый комплект запасных частей и приспособлений, поставляемых одновременно с оборудованием для организующегося предприятия, включаются в объем капитальных вложений. Такая поставка как правило, предназначена для обеспечения нормальной работы оборудования в течении 1-2 лет, т.е. на срок, превышающий нормальный уровень запасов на действующих предприятиях. В плане денежных потоков эти затраты отражаются в разделе «Инвестиции» в статье «изменение оборотного капитала», после ввода оборудования в эксплуатацию они учитываются как МБП в составе текущих активов. До момента закупки очередной партии запасных частей и приспособлений их запас уменьшается в соответствии с их расходованием в процессе производства, а закупки осуществляют в размере и с периодичностью, достаточными для поддержания нормального уровня запаса.

Затраты на оплату труда определяются по категориям персонала (основной производственный, вспомогательный производственный, административно-управленческий, прочий, сбытовой), по профессиям и разрядам или по занимаемым должностям, численности и ставкам. Количество производственного персонала определяется техпроцессом.

Накладные расходы (общехозяйственные, административные, сбытовые и прочие) определяются в денежных единицах на основе анализа за прошлые годы или в процентах от составляющих прямых затрат на производство.

Порядок отражения некоторых затрат в себестоимости зависит во-первых, от правил, установленных законодательством (Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (с изменениями и дополнениями), утвержденное Постановлением правительства РФ №552 от 05.08.92 г.; во-вторых, от учетной политики предприятия (например, определение сроков службы НМА, сроков и порядка отнесения на себестоимость расходов будущих периодов, полезного срока службы оборудования, методов начисления амортизации, что влияет на уровень амортизационных и иных списаний; в-третьих, от договоров между участниками проекта (например, при реализации лизингового договора стороны могут договориться о том, на чьем балансе будет учитываться лизингуемое оборудование и соответственно у кого будет начисляться амортизация и т.п..

Все затраты, отражаемые при планировании инвестиций должны быть обоснованы).

10. Источники финансирования и условия кредитования (Объем и источники собственных средств, заемных средств, в том числе нетрадиционные формы инвестиций, например, лизинг. При этом информация об условиях привлечения средств в проект должна содержать сроки, стоимость ресурсов (процентные ставки), график погашения. Стоимостью собственных средств является норма прибыли по данному предприятию или отрасли. Источники финансирования проекта влияют на его жизнеспособность и эффективность. От вида источника финансирования зависит уровень текущих затрат и уровень выплачиваемых налогов. Например, лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость продукции лизингополучателя, что приводит к увеличению себестоимости, снижению налогооблагаемой прибыли и как следствие снижению сумм налога на прибыль, кроме этого лизингополучатель не платит налог на имущество с лизингуемого имущества. При использовании инвестиционного кредита обычное предприятие выплачивает проценты из прибыли, а суммы, направленные на погашение основной суммы долга – из прибыли после уплаты налога на прибыль. Средства, направленные на инвестиции в объекты основных средств, источниками которых являются кредитные ресурсы или собственные средства предприятий, освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии полного использования на эти цели накопленного амортизационного фонда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: