Маржинальный анализ

Элементы маржинального анализа

Безубыточность это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка которая необходима для того чтобы предприятие начало получать прибыль, ее можно выразить в денежном и в количественном измерении при этом количество в точке безубыточности является достаточным для того чтобы покрыть затраты после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль.

Зона безопасности (зона прибыли) – разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции. Это зона показывает на сколько процентов фактический объем продаж выше критического (критический объем – при котором рентабельность равна нулю)

Чем больше зона безопасности, тем прочнее финансовое состояние предприятия

Ставка маржинального дохода определяется уменьшением цены за единицу изделия на переменные затраты.

Маржинальный доход это результат уменьшения выручки на переменные затраты.

Пример:

Дано:

Производственная мощность предприятия – 1000 шт.

Цена реализации – 20 тыс. рублей

Доход от реализации – 20 миллионов

Пост. Затраты – 4 миллиона

Переменные расходы на ед. – 12тыс. рублей

Прибыль от реализации продукции – 4 миллиона

Доля маржинального дохода в выручке в выручке – 0,4

Ставка маржинального дохода – 8000

Маржинальный доход = 8 млн. – ВП – Пер. = 20 млн – 12 млн.

Используя графический метод, определим безубыточный объем продаж, зону безопасности.

В рассматриваемом примере точка безубыточности или критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если объем заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности будет получена прибыль если меньше убыток. При пакете заказов 75% от возможного объема производства то прибыль составит половину максимальной суммы, то есть 2 миллиона рублей

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, то есть выпускает и реализует 1000 шт. то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50% при реализации 700шт – 20%.

При объеме реализации равном 0 предприятие получает убыток в размере постоянных расходов (4млн.) при объеме 1000 изделий прибыль максимальна (тоже 4 млн.) при объеме 500 штук достигается критическая точка. Для того чтобы производство окупило себя предприятию необходимо выпустить и реализовать 500 ед. продукции и точка окупаемости или порок рентабельности будет на отметке 500 ед. или 10 млн.

Кроме графического метода можно использовать аналитический. Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо:

Безубыточный объем = 4 млн/0.4 = 10млн.

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

Пост/ставка маржинального дохода = 4млн/8000 = 500 шт.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему может быть использована формула: Пост/маржинальный доход * 100% = 4млн/8млн * 100 = 50%

Если ставится задачи определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, то формула будет иметь такой вид:

Пост + Прибыль/ ставка маржинального дохода. = 750 прибыль = 2млн.

Полученная величина в полтора раза больше чем безубыточный объем продаж при этом 500 ед продукции нужно произвести и реализовать чтобы покрыть постоянные затраты и 250 шт для получения 2 млн прибыли.

При много продуктовом производстве этот показатель выражается в стоимостном выражении.

Пост + Прибыль/доля маржинального дохода

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формул:

ВП от 20млн – ВП от 10 млн/ ВП от 20 млн = 0,5.

Задача:

Определить целесообразность на принятие заказа L если мощность предприятия используется до предела. Можем ли мы отказаться от какого то заказа (менее выгодных) и принять заказ L. Необходимо обосновать решение о принятии дополнительного заказа при уменьшении выпуска менее выгодных продуктов например услуг K входящих в производственную программу.

1) Определить на сколько единиц нужно сократить оказание услуг K чтобы можно было принять доп. заказ на услугу L.

2) Будет ли способствовать доп. заказ увеличению прибыли в данном периоде.

3) Какой должна быть нижняя граница цены на услугу L чтобы фирма могла принять доп. заказ.

1) Определим время необходимое для доп. заказа в 500 услуг.

T на услугу L = 4000 ч за это же время можно произвести услуг K в количестве 400. Следовательно, для производства дополнительных услуг L необходимо сократить объем услуг K на 400 ед.

2)Определение маржинального дохода от 500 услуг L и 400 услуг K. Маржинальный доход от L = 3млн. от K = 1,6млн. таким образом отказавшись от реализации 400 услуг K фирма потеряет 1,6млн но в то же время при принятии заказа на 500 услуг L фирма получит 3млн. в итоге прибыль фирмы увеличилась в связи с принятием доп. заказа на 1,4млн.

3) нижняя граница цены равна сумме переменных издержек дополнительного продукта и произведения ставки маржинального дохода заменяемого продукта на соотношения времени их производства.

Цена (нижн. гран) = 9 + 4 * 8/10 = 12,2 – цена по которой мы можем выпускать продукцию L для получения той же прибыли, какую мы имели с продукции K, это уровень цены необходимый для получения прежней суммы прибыли.

Поскольку контрактная цена выше этого уровня и составляет 15 тыс. рублей то принятие доп. заказа увеличит прибыль на 1,4 тыс. следовательно, принятие доп. заказа L целесообразно.

Задача:

Сравнительный анализ доходности изделий основанный на полной и усеченной их себестоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: