Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции
При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов:
1) Декларация об окружающей среде и развитии;
2) Повестка дня на XXI в.;
3) Конвенция по биологическому разнообразию;
4) Конвенция по проблеме изменений климата;
5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.
Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.
Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся:
1) Президент;
2) Федеральное собрание;
3) Государственная дума;
4) Правительство;
5) представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;
6) муниципальные органы.
К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:
1) Конституцию РФ (1993 г.);
2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;
3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;
4) нормативные акты министерств и ведомств;
5) нормативные решения органов местного самоуправления.
Основные направления экологической политики России следующие:
1) последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
2) последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и в той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
3) восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях);
4) рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.
Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Основными задачами ГО на объекте являются:
1) защита персонала объекта и населения от ЧС;
2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;
3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях.
Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.
Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду.
За организацию защиты персонала объекта и населения от ЧС отвечает система гражданской обороны объекта.
Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется ведомству, а в оперативном отношении начальнику гражданской обороны города, на территории которого расположен объект.
На крупных промышленных объектах, как правило есть штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.
Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Он разрабатывает план рассредоточения работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия, который непосредственно руководит службами, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель руководителя объекта по этим вопросам, руководящий службой материально-технического снабжения.
На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы:
1) оповещения и связи;
2) охраны общественного порядка;
3) противопожарная;
4) медицинская;
5)аварийно-техническая;
6) убежищ и укрытий;
7) энергетики и светомаскировки;
8) радиационной и химической защиты;
9) транспорта и др.