Заметка

Примеры.

Олигополия и ее основные черты.

Понятие и классификация олигополии.

Олигополия – это такая рыночная структура, для которой характерны следующие черты:

Характеристика Олигополия
1. Число фирм Несколько крупных производителей.
2. Тип продукта Стандартизированный или дифференцированный.
3. Контроль над ценами Ограничен взаимной зависимостью. При сговоре может быть значителен.
4. Условия вступления в отрасль Наличие существенных барьеров.
5. Неценовая конкуренция Очень распространена, особенно при дифференциации продуктов.

Комментарии:

1) Несколько крупных производителей/ небольшое число продавцов: от 2-10 фирм, на которые приходится половина и более общего выпуска продукта.

Противоположная ситуация:

Олигопсония — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей).

Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.

В режиме олигопсонии работает практически весь военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается очень ограниченным кругом

2) Дифференцированный продукт - по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; покупатели предпочитают приобретать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.

Стандартизированный товар - товар, все единицы которого идентичны и полностью заменяют друг друга. Это продукт, который потребитель покупает у любого продавца при условии одинаковой цены.

3) Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

4) Причинами барьеров входа на рынок при олигополии могут быть:

эффект масштаба

В большом числе олигопольных отраслей, таких, как самолетостроение, резинотехническая и цементная промышленность, в качестве важного барьера выступает экономия на масштабах. В этих отраслях 3-4 компании могут сосредоточить в своих руках такой объем продаж, который позволяет им получать значительную экономию от масштабов. Для новых фирм, на долю которых остается небольшая часть рынка, подобная экономия недостижима. Издержки производства в этих компаниях будут намного выше, и, в конце концов, такие фирмы просто не смогут удержаться на рынке.

Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

_____________________________________________________________________________

лицензирование и патенты

В электронной, химической, фармацевтической промышленности, производстве фотографического и офисного оборудования в качестве барьера, препятствующего вхождению на рынок, служат патенты.

контроль над редкими источниками сырья

Владение и контроль над источниками сырья объясняет формирование олигополии во множестве отраслей добывающей промышленности, включая такие отрасли, как добыча золота, серебра или меди.

5) Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

Причины:

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов, что может привести к ценовой войне.

Ценовая война это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

1. усиление дифференциации продукции;

2. рост качества обслуживания покупателей;

3. качество и технические характеристики самого изделия;

4. условия кредита;

5. стиль и дизайн;

6. долговременность использования и срок гарантии;

7. реклама и стимулирование сбыта;

8. расширение номенклатуры продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: