Содержание науки.
МЕНЕДЖМЕНТ
Менеджмент - наука об эффективном управлении организацией. Одновременно менеджмент - профессиональная деятельность, обеспечивающая эффективное управление, то есть достижение поставленных целей и рациональное использование ресурсов (основных фондов; трудовых, финансовых, материальных и информационных).
Часто употребляемый термин «эффективность» не имеет однозначного толкования и методологии оценки. Иногда под эффективностью понимают производительность, результативность, экономичность, успешность бизнеса.
Понятие «производительность» чаще используют как внутренний показатель. Он рассчитывается как результат (объем производства, доход, прибыль) отнесенный к затратам ресурсов (трудовых, финансовых, основных фондов).
Эффективность деятельности включает также степень удовлетворения потребностей потребителей.
По определению П.Друкера, «производительность позволяет выполнить все необходимое, а эффективность - найти это необходимое».
|
|
Суть эффективности заключается в обеспечении сбыта производимой продукции, увеличении объема продаж, высокой производительности и снижения затрат на производство на основе оптимизации производственных процессов.
Некоторые авторы различают внутреннюю и внешнюю эффективность.
Внешняя эффективность - степень достижения целей организации.
Внутренняя эффективность - экономичность, наилучшее использование ресурсов, оптимизация процессов в организации.
Этапы развития менеджмента. Научные основы управления Ф.У.Тейлора.
Классическая школа менеджмента. Теории человеческих отношений. «Индустриализация» производства и «научная организация труда» в России. Использование экономико-математических методов и моделей, автоматизация управления. Системный и ситуационный методы управления. Учет риска и неопределенности при принятии управленческих решений. Сегодня менеджмент - это управление организациями, которые рассматриваются как открытые системы, находящиеся под воздействием внешнего мира.
Менеджмент дает представление о взаимосвязи и содержании управленческих задач, методах поиска оптимального (соответствующего выбранному критерию), или рационального (лучшего из альтернативных вариантов) управленческого решения. На рис.1 представлена упрощенная схема управления.
| |||
Рис.1. Схема управления.
Управление организацией - единство выбора целей, программы для их достижения и механизмов их реализации, компенсирующих все возможные помехи. Оперативное управление - целенаправленное воздействие на объект управления для достижения конечных результатов (выпуск запланированного количества продукции, получение максимальной прибыли, повышение качества продукции, рост производительности труда и т.д.).
|
|
Орган управления (организационная структура управления) - система рабочих мест менеджеров, осуществляющих различные функции управления.
Функции - круг решаемых задач, объединенных общей целью (планирование, финансовая деятельность, управление персоналом и т.д.).
Объект управления - организация, фирма, предприятие любой формы собственности.
Внешний мир (внешняя среда) - это система законодательства, налогов, наличие или отсутствие трудовых ресурсов, наличие поставщиков материалов, конкуренты, рынки сбыта и т.д.
Объект и орган управления связаны прямой и обратной связью. Прямая связь - это плановые указания, приказы, распоряжения. Обратная связь - информация о состоянии объекта управления.
Маркетинг - анализ потребностей покупателей и разработка мероприятий с целью увеличения объема продаж в конкурентной среде на различных рынках.
Планирование. Определение целей деятельности организации и выработка системы организационных, технических, экономических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование - это система расчетов потребности в трудовых, материальных, финансовых ресурсах.
В зависимости от периода планирования различают стратегическое, среднесрочное и оперативное планирование.
Стратегическое планирование и выбор стратегии осуществляются на длительный срок (от 5 до 20 лет). Его цели и задачи конкретизируются в среднесрочном, а затем в оперативном - на короткие промежутки времени (квартал, месяц, пятидневка, день, смена).
Период стратегического планирования зависит от особенностей организации. Для крупных фирм, имеющих большое количество рабочих мест, выпускающих большой объем продукции с длительным производственным циклом, стратегии разрабатываются на 5-20 лет. Для малых и средних предприятий, выпускающих продукцию с небольшим жизненным циклом, период стратегического планирования составляет от 6 месяцев до 3-5 лет.
Организация производства. Задачей менеджера по организации производства является проектирование производственной системы, которая обеспечивает максимально возможную эффективность использования ресурсов для достижения запланированных целей.
Деятельность менеджеров по организации производства включает следующие задачи:
- создание структуры предприятия (состав производств, цехов, участков и установление взаимной связи между ними);
- организация подготовки изготовления изделия (составление графиков работы предприятий и каждого из участников, разработка нормативов цикла изготовления изделия и т.д.);
- выбор формы организации производственных процессов (поточные линии, индивидуальные рабочие места на специализированных участках);
- проектирование производственного процесса в пространстве (разработка генерального плана предприятия, планировка цехов, участков).
Контроль - сопоставление состояния объекта управления с запланированным, выявление рассогласований и выработка управленческих решений, которые обеспечат достижение целей организации. Контролируют ход производственного процесса, качество материалов, поступающих на предприятие, качество работы исполнителей, качество технологических процессов, расходы предприятия и т.д.
Регулирование (координация) - обеспечение скоординированной деятельности всех структурных подразделений для достижения общих целей.
Мотивация - создание условий, обеспечивающих привлекательность трудовой деятельности в организации.
|
|
Учет - обработка информации, полученной на основе обратной связи.
Управленческий учет предназначен для анализа эффективности производственной деятельности, бизнес-процессов, использования ресурсов.
Различают бухгалтерский, статистический учет.
Информационное обеспечение - сбор, обработка, передача информации в процессе управления.
\