Под товарами понимаются потребительские и инвестиционные товары. На первые предъявляют спрос в основном домашние хозяйства, а также многие фирмы. На вторые предъявляют спрос в основном фирмы, расширяющие производство и услуги. Таким образом, суммарный спрос на товары есть сумма спроса на потребительские и инвестиционные товары.
В классической модели действует так называемый закон Сэя. Этот закон воплощает исключительно простую идею о том, что сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров. Если кратко, то предложение создает спрос. Отсюда вытекает, что национальный доход должен быть равен объему национальных расходов : .
Но есть сумма расходов домашних хозяйств и фирм на потребление и расходов фирм в форме инвестиций . Национальный доход тоже подразделяется на потребление и сбережение . Отсюда получаем условие равновесия на рынке товаров: , т.е. спрос на инвестиции должен обеспечиваться объемом сбережений.
|
|
Постулируется, что при прочих равных условиях спрос на потребительские и инвестиционные товары зависит от нормы процента , а именно, каждый спрос убывает с ростом .
В самом деле, чем больше , тем выгоднее сберегать, а не расходовать, свой доход на потребление. Верно и обратное: чем меньше , тем меньше смысла сберегать и все большая часть дохода может быть направлена на потребление.
Аналогично обстоит дело и с инвестиционными товарами. Любой проект, требующий инвестиций, оценивается по его приведенной стоимости – все будущие расходы и доходы по нему дисконтируются к сегодняшнему моменту. Чем больше , тем меньше сегодня будет оценена будущая прибыль от проекта. Проект, который считался выгодным, может не оказаться таковым при повышении нормы процента, и в итоге будет отвергнут инвестором, т.е. не куплен им как инвестиционный товар.
С другой стороны, объем сбережений зависит от многих факторов и не только от нормы процента, но и от уровня занятости.
Рынок обладает некоторой способностью к устойчивости своего состояния равновесия. Например, при понижении нормы процента увеличивается потребление, как обычных товаров, так и инвестиционных.
Но это способствует большей занятости и, значит, большему предложению товаров. Наоборот, при повышении нормы процента потребление уменьшается, это влечет уменьшение занятости и в конечном итоге к уменьшению предложения товаров.
Государство (в лице Центрального Банка) может регулировать норму процента и тем самым воздействовать на рынок товаров.