Тесты, проблемные ситуации и задачи
1. Тождественны ли понятия «обмен», «обращение», «рынок» (да/нет)?
2. Рынок – это:
а) взаимодействие спроса и предложения;
б) взаимоотношения между продавцами и покупателями;
в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
г) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;
д) все ответы верны.
3. Разграничьте субъекты и объекты рыночных отношений:
а) предприниматель;
б) акционер;
в) яблоки;
г) инженер;
д) деревообрабатывающий станок;
е) домохозяйка;
ж) банк;
з) деньги.
4. Решая вопросы что, как и для кого производить, рынок:
а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующаяся система (да/нет);
б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да/нет);
в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да/нет);
г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да/нет);
д) способствует удовлетворению потребностей всех членов общества (да/нет);
|
|
е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может оплатить товары или услуги (да/нет);
ж) способствует внедрению достижений НТП.
5. Рынок существует:
а) там, где продавцы и покупатели обмениваются товарами и услугами;
б) там, где потребители изъявляют свои желания;
в) когда рекламируются продукты;
г) там, где строятся магазины.
6. Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем:
а) спрос превышает предложение;
б) спрос отсутствует;
в) предложение отсутствует;
г) предложение превышает спрос.
7. К рынкам, классифицируемым по экономическому назначению объекта купли-продажи, относятся:
а) рынок продовольственных товаров;
б) мировой рынок;
в) монопольный рынок;
г) рынок капитала.
8. Какие внешние эффекты появляются при производстве общественных благ:
а) положительные; б) отрицательные; в) положительные и отрицательные; г) внешние эффекты отсутствуют.
Тема 4. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения
1. Спрос и его изменение. Закон спроса. Изменение в спросе и изменение величины спроса. Эластичность спроса
2. Предложение. Закон предложения. Изменение в предложении и изменение величины предложения. Эластичность предложения
3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Потолки цен и дефициты. Нижний уровень цены и товарные излишки
Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, к-рую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия (денежное выражение величины потребности в товарах и услугах).
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к росту величины спроса и наоборот (обратная пропорциональная зависимость).
|
|
Факторы, влияющие на спрос:
- цена (изменяется величина спроса)
- доходы
- ожидания
- вкусы и предпочтения изменяется сам спрос (сдвиг кривой)
- число покупателей (увеличение доли пенсионеров в общем числе нас-ия повысит спрос на лекарства)
- цены на сопряженные товары
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, к-рые теперь относительно дороже.
Товары-дополнители и товары-заменители. Рост цены на бензин приводит к снижению спроса на автомобили. Рост цены на кофе приводит к увеличению спроса на чай.
При росте цен на товары-заменители спрос на данный товар увеличивается (эффект замещения), а при увеличении на дополняющие – спрос уменьшается.
Может ли кривая спроса пересекать оси?
Эластичность спроса – степень изменения объема спроса в зависимости от изменения цены. Абсолютно эластичный (---) и абсолютно жесткий (I) спрос. Примеры. Кривые.
Эластичность спроса по цене:
К эл.= ; Если Кэл. Больше 1, значит спрос эластичный
Если К Эл. =1, говорят о единичной эластичности спроса
На практике, как правило, изменения цены или объема спроса являются существенными, и в таких случаях рассчитывается коэффициент дуговой эластичности спроса по цене, он имеет вид:
Ed = (∆Q /∆ P) ∙ (P1+P2/Q1+Q2), где ∆Q = Q2 - Q1, ∆P = P2 - P1.
Перекрестная эластичность по различным товарам - зависит не только от цены на это товар, но и от цены на другие товары.
Не имея точных цифр, можно определить, эластичен ли спрос на товар, с помощью оценки следующих факторов:
- предметы первой необходимости обладают чрезвычайно неэластичным спросом, спрос на предметы роскоши сильно эластичен;
- чем больше заменителей у интересующих нас товаров, тем спрос эластичнее;
- чем выше доля цены товара в доходе потребителя, тем выше и эластичность спроса;
- чем больше времени требуется потребителю для принятия решения о покупке, тем больше и эластичность спроса.
Св-во ценовой эластичности:
Как правило, эластичность варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного на кривой спроса. Для большинства кривых спроса эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Так, в левом верхнем углу изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое изменение кол-ва продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливо будет обратное рассуждение. Таким образом, спрос является более эластичным на отрезке высоких цен и менее эластичным на отрезке низких цен.
Практическое применение:
При эластичном спросе снижение цены значительно повышает объем покупок, спрос растет быстрее, чем падает цена, и выручка предприятия растет. При возрастании цены, напротив, объем покупок значительно сокращается, спрос снижается более быстрыми темпами, чем растет цена, и выручка предприятия падает.
При неэластичном спросе при снижении цены темпы роста спроса будут меньше темпов снижения цены, что сократит выручку. При возрастании цены на товар с неэластичным спросом темпы роста цены будут меньше темпов снижения спроса, поэтому выручка предприятия будет расти.
|
|
2. Предложение. Закон предложения. Изменение в предложении и изменение величины предложения. Эластичность предложения
Предложение – кол-во товаров, к-рое м.б. предложено покупателям по определенной цене (товары, к-рые находятся на рынке или могут быть доставлены на него).
Закон предложения – чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше товаров будет поступать на рынок (прямая пропорциональная зависимость).
Факторы, влияющие на предложение:
- цена (изменяется величина предложения)
- число продавцов
- изменения в технологиях
- цены на ресурсы или другие товары
- налоги и дотации (увеличение первых сокращает предложение)
- ожидание продавцов (инфляция)
Кривая предложения пересекает ось вертикальную в точке себестоимости.
Эластичность предложения – степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены. Абсолютно эластичное (---) и абсолютно жесткое (I) предложение. Примеры. Кривые.
3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Потолки цен и дефициты. Нижний уровень цены и товарные излишки
Кривые спроса и предложения делят рыночное пространство на следующие 4 зоны:
1. мертвая зона рынка (отсутствуют интересы как у продавца, так и у покупателя)-справа
2. зона возможных продаж, но невозможных покупок - вверху
3. зона возможных покупок, но невозможных продаж - внизу
4. зона желательных сделок м/у продавцом и покупателем, т.е. именно здесь достигаются некоторые равновесные состояния, однако все они, кроме точки равновесия, неустойчивы – слева от точки равновесия
Потолок цены – законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу (ниже цены равновесия). Основание для введения – позволяет потребителям приобретать некоторые товары первой необх-сти, к-рые они не смогли бы купить при равновесных ценах.
Нижний уровень цены – минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Применяется в целях обеспечения достаточного уровня дохода определенным группам производителей (например, с/х производителям).
|
|