Теория ожиданий В.Врума
Процессуальные теории мотивации.
Двухфакторная модель Ф Герцберга
Выводы:
1. на удовлетворенность работников влияют две группы факторов:
а) гигиенические – связанные с условиями труда и окружающей средой, в которой осуществляется работа;
б) собственно мотивационные – связанные с характером и сущностью работы, поведением руководителя.
2. при отсутствии или недостаточном присутствии гигиенических факторов у человека возникает чувство неудовлетворенности работой, но их наличие само по себе не мотивирует, то есть наличие гигиенических факторов предотвращает появление чувства неудовлетворенности работой;
3. отсутствие мотивационных факторов не вызывает неудовлетворенности работника, но и присутствие приводит к удовлетворенности и росту производительности труда.
Таким образом, содержательные теории мотивации исследовали потребности человека для определения направлений мотивации.
Общий вывод: - так как потребности строго индивидуальны, то мотивация носит вероятностный характер.
|
|
Анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Они не оспаривают потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.
Поведение человека рассматривается как функция его восприятия, ожиданий и возможности последствий выбранного им типа действий.
Здесь выделяют три основные теории:
1. теория ожиданий,
2. теория справедливости
3. модель Портера-Лоулера.
В основе ее лежит положение о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека. Человек также должен надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого.
Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, что если они предпримут что-либо, то это позволит им добиться результата.
Здесь важны три взаимосвязи:
Затраты – результаты
Результаты – вознаграждение
Вознаграждение – валентность (то есть удовлетворенность вознаграждением)
Мотивация= (З →Р) * (Р →В) *Валентность
1. необходимо определить ценности обещанного вознаграждения в глазах исполнителя;
2. обеспечить связь между достижением результата и получением вознаграждения;
3. следует помнить, что работник сумеет достичь результата, если соблюдены правила делегирования (то есть у него есть полномочия, ответственность, информация, ресурсы, время).