Имитация как метод исследования системы управления - это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации - использование некоего устройства для имитации реальной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристики. Имитация - это часто самый практичный способ подстановки модели на место реальной системы. Экспериментируя на модели системы, можно установить реакции на определенные изменения или события. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация способствует улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решения об осуществлении изменений в реальной системе.
Таким образом, имитационная модель представляет собой модель системы, исследование которой осуществляется путем эксперимента, воспроизводящего процесс функционирования или развития системы. Такой эксперимент называется имитационным процессом и форма моделирования с помощью имитационных моделей называется имитационным моделированием.
В конце 1980-х гг. в имитационном моделировании стали использоваться ЭВМ. В зависимости от степени формализации исследуемой системы и способа построения моделирующего алгоритма различают:
• моделирование с применением численных методов;
• вероятностное, или статистическое, моделирование с использованием специальных алгоритмических языков моделирования,
Имитационное моделирование, по существу, является простым переложением на машинный язык описаний моделируемых систем. Специальные программы, обслуживающие модель, генерируют различные конкретные реализации входного сигнала моделируемой системы и строят в соответствии с введенным в ЭВМ описанием системы выходной сигнал. Далее, как и в обычном (натурном) эксперименте полученные результаты обрабатываются с помощью специальных программ, характеризующих поведение исследуемой системы, определяющих различные качественные характеристики и т.п.
Имитационное моделирование как метод исследования представляет собой способ перенесения реальности в виртуальный мир посредством описания необходимых правил и законов с использованием математического логического программного аппарата.
В настоящее время имеется великое множество моделей, позволяющих отрабатывать принятие управленческих решений в тех или иных сферах. Так, концерн «ФИАТ» имеет в своем распоряжении модель автомобильной отрасли, позволяющую имитировать различные управленческие ситуации и тестировать специалистов и менеджеров среднего звена. В экономически развитых странах многие фирмы имеют модель своей отрасли, собственного производства, экспериментирование с которой позволяет разрабатывать и принимать различные управленческие решения. Как правило, вложенные в такие программы средства окупаются в течение одного-двух лет.
Разновидностью имитационного моделирования является метод имитационных игр. В настоящее время имитационные игры получили широкое распространение в качестве, с одной стороны, метода обучения, с другой - инструмента системного анализа, направленного на исследование функционирования сложных организационно-хозяйственных механизмов.
Метод имитационных игр применительно к хозяйственным организациям был впервые использован в СССР. Управленческая игра, названная организационно-производственными испытаниями, использовалась в 1932 г. в качестве организационной и технической базы лабораторных экспериментов на одной из ленинградских ткацких фабрик.
В 1955 г. была разработана первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпорэйшн», предназначенная для офицеров службы материального снабжения военно-воздушного флота. В игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. Следует отметить, что проблематика игры была экономической.
В ходе поисков новых форм обучения, которые позволили бы провести практические занятия в области принятия решений по управлению фирмой, группа ученых Американской ассоциации управления совместно с другими организациями разработала в 1956 г. управленческую игру с применением ЭВМ. Впервые эта игра была проведена 27 мая 1957 г. при участии 20 президентов крупных фирм. Осенью того же года начал работать семинар ассоциации по принятию решений, в котором этой игре уделялось значительное внимание. С тех нор имитационные игры, моделирующие функционирование производственно-хозяйственной организации, стали называться деловыми, или управленческими.
Метод экстраполяции
Экстраполяция (от лат. ехtrа - сверх и роliге - делать гладким, отделывать) - процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую. Она основана на предположении о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса.
В экономических исследованиях экстраполяция применяется как метод прогнозирования. Одним из ограничений в использовании метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового. Простота и доступность метода позволяют широко использовать его при прогнозировании на ближайшую перспективу с корректировкой на другие (не являющиеся параметрами прогнозирования) факторы, влияющие на исследуемый процесс.
Недостатки метода - возможность переноса отрицательных тенденций прошлого в будущее, а также невозможность учета современных тенденций в развитии объекта прогнозирования.
Тема 3.2. Специфические методы исследования систем управления
Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.
Наиболее важными из них являются методы исследования документов, социологических исследований, методы тестирования, коллективного анализа, экспертных оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования, метод мозгового штурма, графические методы и др.
Один из критериев выбора методов исследования - степень определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность относительного отграничения от других проблем (признаки целостности).
Существуют минимальная, частичная и максимальная определенность проблемы. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.
Метод изучения документов в исследовании систем
управления
Проблемы управления можно исследовать посредством изучения документов. Любое управление связано с движением информации, которая фиксируется в документах. Для исследователя это богатый материал - только необходимо обработать его по заранее составленной схеме.
Эффективность исследования с помощью документов зависит от состава документов, их содержания, формы и информационной классификации. К сожалению, очень часто для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов исследования не хватает информации, потому что система документации не предусматривает использование ее в целях исследования. В тех фирмах, где исследованию управления уделяется серьезное внимание и оно проводится регулярно, разрабатывают соответствующие формы фиксирования информации, регулирования ее объемов, структуры, сохранения для проведения исследования.
Социологические исследования систем управления
Одним из широко используемых методов исследования управления является метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, его интересам и ценностям, отношению к существующим проблемам и пониманию этих проблем.
Социологические исследования бывают разнообразными - это и наблюдение, и интервьюирование, и анкетирование. Достаточно корректно подготовленные и проведенные социологические исследования дают богатую информацию для исследователя систем управления.
Исследование системы управления посредством деловых игр
Принято считать, что деловая игра - это способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности.
Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры - исследование посредством управленческого эксперимента. Действительно, деловая игра может быть не только методом обучения, но и методом исследования управления - приведем деловую игру, которая наиболее ярко характеризует именно эту ее функцию.
Группу персонала управления разбивают на четыре подгруппы, каждая из которых выполняет определенные роли: государственных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли как совокупность интересов профессиональной деятельности, согласованных с интересами общества и индивидуума. Уже обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно использовать комплекс вопросов: «как можно реализовывать эти интересы?», «как решать проблемы их столкновения?», «конфликтные ситуации?», «почему различны интересы?», «в каких случаях они сближаются и когда расходятся?».
Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде различной совокупности параметров - увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Далее всем участникам выдается одинаковый набор управленческих решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо лишь, руководствуясь интересами своей подгруппы, выбрать по пять решений, наиболее приемлемых в предложенной ситуации.
На следующем этапе предлагается вынести эти решения на общее обсуждение. Конечно, возникает столкновение решений, ибо интересы различны, и это определяет разные пути решения проблемы. Условия игры - поиск компромиссов посредством взаимных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель деловой игры может предлагать дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.
Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее систематического проведения можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.
Практика убеждает в эффективности такого экспериментирования. Таким образом можно исследовать не только общеэкономические проблемы, но и проблемы фирмы: сформировать группы акционеров, менеджеров, инженерно-технического персонала, работников и провести эту ролевую игру, исследуя стратегию фирмы, антикризисное управление, конкуренцию, научно-технический прогресс, социальное развитие.
Итак, экспериментирование не чуждо исследованию управления и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тенденций развития в этой области.
Использование методов тестирования в исследовании
систем управления
Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным, является метод тестирования.
Существует множество определений теста (от англ. Test - опыт, проба):
· удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура (очень общее определение);
· система высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений людей, их свойств, признаков и количественных параметров (более конкретное определение);
· метод изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления (более точное определение теста относительно проблем исследования управления).
Представление о том, что тестирование используется главным образом для изучения психологических проблем, ошибочно. Сфера использования тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.
Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста.
Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенными (согласен - не согласен) или шкалированные (совершенно верно; верно; скорее верно, чем неверно; трудно сказать; скорее неверно, чем верно; неверно; совсем неверно). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам.
Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.
Существуют правила формулирования высказываний:
• высказывания должны быть короткими (содержать не более одного придаточного предложения);
• высказывания должны быть понятными для всех без исключения исследуемых (респондентов);
• в высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;
• структурированные ответы по каждому из высказываний желательно иметь с одним и тем же числом альтернатив - не менее 5 и не более 11;
• тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суждения;
• в каждом высказывании теста следует утверждать что-нибудь одно.
При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики:
• надежность - одна из главных и важнейших характеристик, определяющая возможность измерения, перевода высказываний в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний. Приемы проверки надежности тестов - повторное тестирование, параллельное тестирование, раздельное коррелирование (внутренняя корреляция высказываний), дисперсионный анализ, факторный анализ;
• валидностъ - способность отражать и измерять то, что он должен отражать и измерять по замыслу. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полученных другими методами, можно проверить валидность, проанализировав каждое высказывание теста.
В области управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов, в частности важнейшего из них - времени, уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.
Следует также принять специальные меры, не допускающие прерывание тестирования: установить на двери специальный знак, предупреждающий, что ведется тестирование, или при тестировании больших групп запереть входную дверь.
Помещение, где проводится тестирование, должно быть изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание, иметь подходящее освещение и удобные сиденья. Иными словами, организаторы тестирования должны обратить внимание на создание благожелательной атмосферы проведения исследования с помощью теста.