Теория маркетинга

История развития менеджмента

- Школа научного управления (1885-1920 годы). Основоположник - Ф.У.Тейлор. Основные принципы: разработка формальной структуры организации; рациональная организация труда; разграничение исполнительских и управленческих функций.

- Административная или классическая школа управления (1920-1950 годы). Основоположники - Г. Эмерсон, А. Файоль, М. Вебер, Г.Форд. Основные идеи: разработка принципов управления; создание рациональных бюрократических структур; введение понятия эффективность.

- Школа человеческих отношений (1930-1950 годы). Основоположники - Э.Мейо ("только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты"), МакГрегор ("руководитель в отношениях с подчиненными опирается на то, что его поведение вызывает с их стороны реакцию, которую можно предвидеть"). Основные идеи: организация - социальная система; сочетание формальной и неформальной структур организации; менеджер помимо экономической, должен выполнять социальную функцию.

- Количественные теории управления - 40-50-е годы. Основоположники - Р. Акофф, Д. Форрестер. Основные идеи: использование при принятии решений методов моделирования, теории принятия решений.

Основные вопросы

1. Маркетинг как вид деятельности. Развитие маркетинга.

2. Основные понятия маркетинга

3. Исторические концепции маркетинга.

Основные понятия

Маркетинг (ударение на первый слог) очень объемное понятие. Существует более 2000 определений маркетинга.

Маркетинг - "рыночная теория управления" - универсальная технология деятельности менеджеров.

Маркетинг - деятельность в сфере рынка сбыта.

Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю (Ральф Александр).

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена (Ф. Котлер).

Основные периоды развития маркетинга соответствуют этапам развития рынка:

- до 1929 года - "производственный" период. Основная задача - совершенствование технологии и организации производства.

- 1929-1933 годы - до 60-х годов (великая депрессия, кризис перепроизводства и сбыта) - "сбытовой" период. Основная задача - уделять больше внимания сбыту продукции.

- 60-е годы до настоящего времени - рынок потребителя. Количественное насыщение рынков товарами и обострение конкуренции за покупателя, у которого появился широкий выбор. Основная задача - предугадать и удовлетворить желания пациента.

Нужда - базовое состояние, выражающее человеческую природу - чувство нехватки чего-либо.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ступенью развития человеческого общества.

Запрос - потребность, подкрепленная покупательской способностью. Товар - все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования или потребления.

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Главное отличие сделки - условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством (ГК РФ и другими нормативными актами).

Рынок (с точки зрения маркетинга) - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и производителей услуг.

Маркетинговая среда - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и определяющих ее возможности поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: