Тема 14. Порядок подготовки экскурсии

Тема 13. Классификация экскурсий

Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

На современном этапе развития экскурсионного дела общепринята классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по 1) содержанию, 2) составу участников, 3) месту проведения, 4) способу передвижения и 5) форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные, или многоплановые, и тематические. Обзорные экскурсии многотемны и содержат несколько подтем.

Строится обзорная экскурсия на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, новостроек, мест знаменательных событий, природы и др. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до сегодняшнего дня. Рассматриваются также и перспективы развития города. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе (крае, области, республике), что отражено в формулировке их тем, например «Город-герой Минск — столица БССР», «Самара в прошлом, настоящем и будущем» и др.

Тематические экскурсии содержат анализ исторического периода, значительного события, произведения зодчества и т. д. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные. Каждая из этих групп в зависимости от содержания имеет подгруппы.

По составу участников можно выделить экскурсии для взрослых и для детей; местных жителей и туристов; городского и сельского населения; организованных групп (по заявкам профсоюзных комитетов различных предприятий, учреждений) и одиночных посетителей (неорганизованное население) за счет личных средств. В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику проведения вносятся определенные изменения.

По месту проведения экскурсии бывают городскими; загородными; производственными; музейными.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и транспортными. В пешеходных экскурсиях создаются условия для детального показа объектов, однако количество их ограничено небольшой протяженностью маршрута. Свои преимущества имеют и транспортные экскурсии, в которые можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. Наиболее распространены автобусные экскурсии. Широко используются также речные и морские теплоходы, поезда, самолеты и вертолеты. В некоторых городах для проведения обзорной экскурсии используются трамваи и троллейбусы.

По форме проведения преобладают обзорные и тематические экскурсии. Следует выделить также экскурсии-прогулки в основном на природоведческие темы. В данном случае осмотр памятников и памятных мест сочетается с отдыхом в живописных местах на берегах рек и озер, в лесу. Проводятся также экскурсии-массовки, на которых участники мероприятия передвигаются одновременно по маршруту на 10—30 автобусах. В такие экскурсии помимо осмотра объектов входит проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности и др.

Помимо обычных экскурсий экскурсионными учреждениями организуются учебные и пробные экскурсии. Целью пробных экскурсий является проверка знаний и навыков вновь подготовленных экскурсоводов, разработавших экскурсию на новую тему; учебные экскурсии мо-гут быть одной из форм занятий методической секции экскурсоводов. Иногда проводятся показательные и открытые экскурсии, задача которых — отработка тех или иных приемов проведения экскурсии, приемов показа и рассказа, усвоение логических переходов от одной подтемы к другой.

Географическая и историко – культурологическая характеристика каждого региона включает:

- местоположение:

- подробные географические карты конкретных природных территорий (заповедники, заказники, озера, населенные пункты);

- климатологию за последние 5 лет:

- температура воздуха по месяцам (средняя, минимальная, максимальная);

- количество солнечных и пасмурных дней;

- влажность воздуха, количество осадков;

- вегетационный период;

- природу и природопользование:

- полезные ископаемые и их хозяйственное использование;

- лесные и водные ресурсы;

- ландшафты;

- заповедники, заказники, природоохранные территории, охотничьи хозяйства;

- землепользование, почвы, хозяйственная деятельность;

- животный и растительный мир;

- редкие виды животных и растений;

- ботанические памятники природы;

- санаторно – курортные зоны;

- зоны отдыха;

- допустимая антропогенная нагрузка;

- экологическая обстановка;

- население, культуру, искусство:

- история региона, важнейшие события;

- населенные пункты, население;

- культурология территории: в том числе, язык, региональные традиции, праздники, обряды;

- народные промыслы;

- достопримечательности: архитектурные памятники, музей, лесопарки, парки;

- выдающиеся личности, которые жили или живут на территории региона.

Прежде чем достичь успеха в продвижении экскурсии, фирма очень часто проходит сложный и тернистый путь ошибочных действий. Это зачастую отрицательно сказывается не только на материальном состоянии экскурсионной фирмы, но и на собственном моральном состоянии экскурсоводов. Теряется оптимизм, вера в собственные возможности. Снижается спрос на экскурсии, теряется авторитет экскурсоводов в глазах только экскурсантов. Проигрывают и экскурсионные маршруты, которые по потенциальным качествам, к примеру, уникальности, самобытности и оригинальности экскурсионных объектов,.сами по себе могут быть чрезвычайно интересными. Проблема темы и содержания экскурсии

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому м вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

Тема 15. Проблемы тематики и содержания экскурсий на современном этапе.

Главная задача развития тематики экскурсий — наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

Каждая экскурсия имеет свою четко определенную тему на основе существующей классификации экскурсий10.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Тема тесно связана с целью экскурсии.

Цель - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного осознания определенной тематики экскурсий. Тема экскурсии задается изначально, а к идее, как к общему главному выводу, автор экскурсии, а затем и экскурсоводы в процессе проведения экскурсии должны постепенно подвести экскурсантов путем активного побуждения у них восприятия действия, необходимо заставить каждого из них стать как бы участником события и самому осмыслить идею. В данном случае задача осознания экскурсантами идеи подчинена развитию действия.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами - в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение,

последовательность и соотношение подтем основных вопросов,

вступления и заключительной части экскурсий. Композиция есть

организация действия и соответствующее расположение материала.

Вступление, как правило, состоит из двух частей: организационной

(представление экскурсовода, водителя - в автобусной экскурсии;

фирмы, от которой экскурсия проводится; краткого инструктажа

экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и

информационной (краткое сообщение о теме, маршруте,

протяженности и продолжительности экскурсии, времени и месте

окончания). По времени вступление рассчитано на 5-7 минут.

Основная часть экскурсии предполагает основное действие во

время проведения экскурсии, поэтому она должна содержать

введение в тему, завязку, развитие (нарастание) действия,

кульминацию и развязку.

Введение в тему - это ввод в действие, краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях. Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Введение в тему и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетаниях показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, объединенных темой. Количество подтем экскурсий в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определенной дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определенным путем.

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал необходимо подбирать с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» (логическими переходами) с предыдущим и последующим.

Нарастание действия должно быть задано введением в тему и завязкой и развиваться по нарастающей к кульминации и развязке. Не следует идти от эмоционально сильного построения подтем и показа более значимых объектов к менее значимым.

В развитии действия следует стремиться к соучастию с экскурсантами, так как соучастие - это наивысший эмоциональный момент, требующий психологической готовности. Законченность каждой подтемы предполагает законченность композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Развитие действия необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея замысла экскурсии.

Кульминация - это точка, момент наивысшего напряжения фабульного действия. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если исходное событие в завязке и собственный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей экскурсии. Например, кульминацией в экскурсии может быть объект, являющийся целью посещения экскурсантами (Троице-Сергиева лавра, Кремль в обзорной экскурсии по Москве, Бородинское поле в экскурсии «Дорогой Освобождения» и др.). Экскурсия же на маршруте должна подготовить экскурсантов к встрече с данным объектом. Кульминацией в экскурсии часто является финал. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особенности технологии создания экскурсии, творческий характер работы увеличивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, соответствующий данной экскурсионной теме. Заданный ход не только устанавливает динамику, направление развития сюжета экскурсии, но и является связующим моментом при соединении, т. е. при монтаже отдельных подтем. Удачно подобранные логические переходы в данном случае могут выполнять не только связующую роль, создающую ощущение целостности двух совершенно разных подтем, но и в отдельных случаях несут смысловое значение.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно занимает по времени в среднем 3-5 минут и состоит из двух частей:

1) итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии;

2) информация о других экскурсиях, расширяющих и углубляющих данную тему. Заключение не менее важно, чем вступление и основная часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: