Обучение и сотворчество. Факторы, влияющие на сотворчество.
В основе сотворчества учителя и ученика лежит сотрудничество в разнообразной деятельности(труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения.
Сотворчество с одной стороны предстает как плодотворное общение учителя и ученика(вербально, не вербально) С другой стороны сотворчество выступает как совместное преобразование действительности более того создание новой педагогической реальности.
Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса.
Технология-жестко запрограммированный алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение цели. (Махмутов).
Педагогические технологии- это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
|
|
Типы технологий:1)Общие 2) Частные 3) Конкретные.
Выделяют две градации технологий обучения:
1) Традиционные- опираются на объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, сущность-педагог передает готовые знания)
2) Инновационные- как результат научных исследований, научных открытий
Объяснительно-иллюстративные технологии обучения:
Это технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами.
Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы.
Особенности:
1) Просвещение обучающихся Низкий уровень навыков общения; Невозможность развернутых ответов с собственной оценкой учеником рассматриваемого вопроса; Недостаточное включение слушающих ответ в общее обсуждение.
2) Доминирование обучения над учением Основные функции учителя: Информирующая (рассказать)
Контролирующая (заставить выучить) Оценивающая (оценить усердие).
3) Единообразие и консерватизм содержания и форм
4) Регламентированное исполнительство Учитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой. Ученик - объект воздействия. Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.
5) Формирование личности с заданными свойствами
6) Превознесение внешних показателей
7) Надзор вместо управления
Сильные стороны:
1) Организационная четкость педагогического процесса
2) Систематический характер обучения
3) Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя
на учащихся
|
|
4) Разносторонность и обилие информации, богатое
использование наглядности, технических средств
обучения.
Слабые стороны:
1) Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников
2) равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.
3) Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.
4) Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен.
5) Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку.
Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий:
n Репрессивная среда в школе
n Социально - психологические последствия принуждения
n Психологическое состояние учителя в режиме принуждения
n Психологическое состояние ученика в режиме принуждения
n Подмена внутренней мотивации стимулированием
n Забвение личностного развития
n Отсутствие реального воспитания личности
n Последствия подмены воспитания просвещением
n Чрезмерная затратность педагогического процесса