УПРАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ
VI. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕЙ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.
В зависимости от своих размеров группы можно разбить на четыре категории:
1) мегагруппы (всемирные движения, религии);
2) макрогруппы (классы, слои, профессиональные группы);
3) микрогруппы (семья, бригада, отдел);
4) суб-микрообщности (дуэт, трио, квартет).
Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Причины вступления людей в малые группы можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, материальные, социально-психологические (рис.23.1).
Рис. 23.1. Причины вступления людей в малые группы
Малая группа является объектом изучения разных наук:
· психология изучает психологические характеристики индивидов, образующих группу, исследует взаимодействие между группой как особой функциональной сущностью и личностями как ее членами;
|
|
· социология изучает свойства малых групп и различные проявления этих свойств, исследует взаимоотношения людей и социальных групп, анализирует влияние на эти отношения таких признаков, как пол, возраст, национальность, образование, воспитание, имущественное положение, отношение к религии, место в иерархии предприятия;
· менеджмент, учитывая психологические и социальные факторы, разрабатывает методы и принципы управления малыми группами с целью повышения эффективности трудовой деятельности; рассматривает проблемы численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, структуры малой группы, стиля управления, взаимоотношений в трудовых коллективах.