Использование ИТТ в государственных органах преследует две основных цели:
1. Сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения, чему способствует предоставление ряда государственных услуг населению и бизнесу с помощью ИТТ, открытие массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, в том числе через создание государственными ведомствами своих «страниц» в Интернете, установление диалога с общественностью.
2. Повысить эффективность деятельности государственного аппарата. Здесь необходимо наведение порядка в эксплуатации имеющихся и проектировании новых государственных информационных систем. Это обусловлено их высокой стоимостью, неразработанностью чётких критериев оценки эффективности их деятельности.
Больших успехов в этом деле достигла Великобритания, последовательно проводящая политику предоставления информации и услуг гражданам со стороны государства через Интернет. Государственная информационная служба обеспечивает доступ к более чем 300 государственным организациям. Правительством Великобритании реализуются специальные программы, рассчитанные главным образом, на малый и средний бизнес, системы образования и переподготовки. Они призваны облегчить предоставление услуг деловому миру и гражданам, повысить эффективность и открытость государственного аппарата, снизить расходы налогоплательщиков.
Цель правительства Великобритании состоит в том, чтобы как можно больше информации было доступно в электронном виде. Характер, объём и содержание информации определяется путём проведения ряда пилотных проектов, что потребует значительных капитальных вложений. Капитальные затраты осуществляет частный сектор в обмен на оплату в перспективе услуг потребителями. Средства на контракты с частными фирмами на обслуживание государственных учреждений должны поступать за счёт экономии на содержание государственного аппарата.
Весьма важным вопросом по использованию информационных технологий становится определение цены государственной информации. В Канаде, например, её подразделяют на два вида:
- информация, используемая широкой публикой, например, справочники, правительственные решения (бесплатная или низкой цены);
- информация, которая пользуется ограниченным спросом, например, исследовательская, техническая, хранящаяся в специализированных базах данных (следует взимать средства, позволяющие компенсировать затраты на подбор и оформление информации).
В Испании реализуется проект Vereda, в котором государство предлагает гражданам информационные услуги (по вопросам страхования, финансовым услугам, развлечениям, а также в области государственного управления) через интерактивные терминалы, размещённые в общественных местах.
В Сингапуре бизнесмены могут уплачивать налоги с помощью электронных средств.
Странами семёрки реализуется проект Государство он-лайн, который преследует следующие цели:
- создание условий для он-лайновой реализации традиционных государственных услуг;
- широкое предоставление полностью интерактивных услуг гражданам;
- использование электронной почты для замены бумажной корреспонденции внутри государственного аппарата и между государством и гражданами.
Представляет интерес опыт США, где законодательно регламентирован процесс использования ИТТ в государственных учреждениях.
Цели закона следующие:
- побудить федеральное правительство к стратегическому использованию информационной технологии для достижения его эффективной работы и обеспечения наиболее оптимального соотношения стоимости и эффективности оказываемых населению услуг со стороны правительства;
- стимулировать своевременное приобретение информационных технологий, обеспечивать управление и использование эффективных решений;
- переориентировать систему информационно-технологического обеспечения правительства с процесса на результат деятельности;
- повысить ответственность чиновников за использование информационных технологий и информационных ресурсов для поддержки деятельности их агентств;
- обеспечить уровень услуг, оказываемых правительством, сопоставимый с лучшими образцами частного сектора;
- предложить межведомственный подход к информационным ресурсам, доступным для общего пользования в правительстве;
- снизить число мошенничеств, растрат, злоупотреблений и ошибок, возникающих при плохом управлении информационными системами;
- повысить способность правительства реконструировать процессы управления до внедрения инновационных технологий;
- побудить руководителей агентств составлять планы капитальных затрат и улучшать процессы до применения ИТТ;
- установить единый подход к управлению информационными ресурсами с целью повышения производительности, эффективности программ федерального правительства.
Ежегодный бюджетный отчёт каждого ведомства правительства Конгрессу должен содержать сообщения о достижениях, полученных в результате инвестиций в ИТТ, с указанием, как они способствуют основной деятельности агентства.
В каждом агентстве назначается главный информационный чиновник. Он имеет следующие обязанности:
- советует и оказывает помощь руководителю агентства и высшему руководству по вопросам приобретения информационных технологий и управления информационными ресурсами в соответствии с задачами, сформулированными руководством агентства;
- разрабатывает, поддерживает и помогает выстраивать информационную инфраструктуру агентства;
- обеспечивает эффективное проектирование и функционирование всех процессов управления информационными ресурсами.
Руководитель каждого агентства несёт ответственность за управление информационными ресурсами в целях повышения эффективности и производительности их агентств. Каждое агентство должно управлять своими информационными ресурсами, сокращая объём собираемой информации и повышая эффективность и производительность.
Любопытен также опыт Франции, где функции координации деятельности органов государственного управления в области информатики возложены на Межведомственный комитет по информатике и оргтехнике в государственной администрации. Комитет несёт ответственность за состояние дел в сфере компьютеризации государственной администрации и наделён правами:
- получать от любых органов управления и государственных организаций информацию по вопросам информатизации их деятельности;
- осуществлять надзор за функционированием информационных систем, используемых органами управления и государственными организациями;
- вести учёт и рассматривать проблемы, возникающие в связи с компьютеризацией местного самоуправления;
- способствовать внедрению межведомственных проектов компьютеризации в сфере государственного управления.
Каждое министерство и ведомство разрабатывает и представляет в Комитет свои генеральные схемы развития информационных технологий и сетей коммуникаций. Эти документы включают цели и основные направления компьютеризации управленческой деятельности министерств, планы подготовки государственных служащих к внедрению новой технологии обработки информации, оценку финансовых затрат, описание важнейших этапов разработки и внедрения проектов информатизации.
Таким образом, информационное взаимодействие общества и государства с внедрением в этот процесс ИТТ принимает принципиально новое качество, создаются условия для дальнейшего развития демократии, большей информационной независимости личности, установления контроля за деятельностью государственных органов не только со стороны других ветвей власти и СМИ, но и больших групп граждан.
Интернет во многих странах рассматривается как средство предоставления государственных услуг населению в рамках более широких проектов типа Государство он-лайн. Это принципиально новый подход, который придаёт информационным технологиям социальное измерение, способствует развитию демократии.